Безусловно, наибольшими потерями от нынешнего противостояния в Донбассе будут человеческие жизни и поломанные судьбы. Однако СМИ пытаются перевести будни конфликта на экономические рельсы. Причем далеко не всегда это получается корректно. Завышая одни данные, журналисты часто не учитывают многие другие.
Первое, о чем заговорили околоэкономические эксперты и завсегдатаи социальных сетей, во сколько же обходится нашему государству один день вооруженного противостояния. Поскольку получить официальные данные о том, сколько же дефицитный украинский бюджет выделяет в день на нужды армии, нацгвардии и прочих подразделений, практически не реально, то за основу стали брать цифру, опубликованную в российских СМИ. Она оказалась равной $3 млн. в день. Тут же посыпались бравурные комментарии о том, что такие расходы для нас некритичны. Например, говорилось о том, что если новоизбранный президент Петр Порошенко выполнит обещание и продаст свою компанию Roshen, то вырученной суммы хватит, чтобы оплачивать АТО как минимум год. А если раскошелится богатейший человек Украины Ринат Ахметов, которого сепаратисты вынудили покинуть Донецк, то воевать украинская армия сможет более 10 лет.
Однако, как это часто бывает, легкий треп в комментариях и форумах имеет мало общего с реальностью.
Прежде всего, необходимо понимать, что военные действия и нестабильность в регионе, который обеспечивает около 16% от украинского ВВП (15,7% – за прошлый год), – это не просто закупка патронов, боеприпасов и топлива. Эти затраты тянут за собой новые убытки для экономики государства. Одна лишь добыча угля за последние дни, по данным Министерства энергетики, сократилась на 10-12%.
Между тем пока одни преуменьшают угрозы боевых действий на территории страны для ее экономики, другие делают все для нагнетания обстановки. Не так давно секретарь комитета Верховной Рады по национальной безопасности и обороне Сергей Каплин заявил, что 60% предприятий в Донецкой и Луганской областях приостановили свою работу. Сложно сказать, какими данными оперировал чиновник, распространяя данную информацию. Ведь если в апреле объем реализованной промышленной продукции Луганской и Донецкой областей составил почти 25 млрд. грн. (при этом надо учитывать, что в апреле промпроизводство в Донецкой области активно снижалось), то уже сейчас объем промпроизводства в Донбассе составит около 10 млрд. грн. Если грубо упростить, то потери Донбасса от войны уже должны составлять, по подсчетам Каплина, около 15 млрд. грн. в месяц или 500 млн. грн. ($45 млн.) в день.
Логично, что столь катастрофические цифры требуют хотя бы поверхностной, а еще лучше тщательной проверки. В Главном управлении статистики Донецкой области газете «Жизнь» сообщили, что по итогам 5 месяцев текущего года ситуация в промышленности действительно ухудшилась. Падение составило… 12,1%. Причем по сравнению с первым кварталом темпы снижения объемов производства не увеличились, а немного сократились. В частности металлурги области, большая часть которых сконцентрирована в охваченном АТО Мариуполе, в мае по отношению к апрелю текущего года даже продемонстрировали прирост производства. Безусловно, говорить о том, что происходящее в регионе никак не сказывается на их работе, нельзя. По сравнению с прошлым годом показатели ведущей экспортоориентированной отрасли снизились на 12,5%.
Кроме того среди лидеров падения производства оказалась химическая отрасль – 36,4%. И дальнейшее сокращение объемов производства на Горловском «Стироле» лишь усугубит ситуацию. Машиностроители региона, также оказавшиеся в эпицентре противостояния как на юге, так и на севере области, сократили объемы на 32,5%. Это несколько меньше, чем за предыдущие месяцы, но все равно достаточно тревожный сигнал.
Не подтверждают падения на 60% и показатели предприятий торговли. Здесь официально отмечается прирост на 0,1%. Эта вроде бы положительная динамика на самом деле свидетельствует о реальных проблемах в регионе, поскольку на протяжении последних лет именно положительные показатели торговли и АПК позволяли сдерживать общие темпы падения экономики области. И такой незначительный прирост, граничащий с падением, отмечался только во время кризиса 2009-2010 гг.
Если взвешенно оценить ситуацию в регионе, то те самые 60% – это, скорее всего, потери малого и среднего бизнеса, который оказался самым незащищенным перед лицом войны. А вот крупные предприятия, как показывает официальная статистика, имеют изрядный запас прочности и используют все возможности для поддержания себя на плаву.
Усугубляют ситуацию другие сухие цифры статистики. По данным Главного управления статистики в Донецкой области, уровень безработицы в регионе на конец мая увеличился до 8,5%. Причем больше всего безработных сейчас среди мужчин – 14,9%, молодежи – 12,3%. На долю женщин пока приходится 4%. Если еще не так давно на одну вакансию в области претендовали 8 человек, то теперь потенциальных работников на одну должность уже 17. Стоит ли говорить, что подобная ситуация с занятостью населения (особенно мужчин и молодежи) в условиях, когда на улицах неспокойно, а оружие находится чуть ли не в открытом доступе, весьма тревожна.
Наконец, нельзя забывать о том, о чем сейчас предпочитают не говорить. Во сколько обойдется Украине восстановление городов, предприятий, домов, коммуникаций, пострадавших от военных действий, если только на восстановление Киевской горадминистрации, по усредненным данным, необходимо около 30 млн. грн. Так в этом здании протестующие просто «пожили». Оно не подвергалось авиационному обстрелу и не становилось эпицентром перестрелок. Уже сейчас есть информация об обрушившихся прямо на оборудование крышах цехов, в центре Славянска, по словам местных жителей, центральную площадь перекапывают экскаваторами под окопы, не заботясь о переносе коммуникаций. Сколько миллионов потребуется на восстановление нормальной работы Донецкого аэропорта или работы канала Северский Донец – Донбасс? Сколько, наконец, компенсаций и подъемных потребуется выплатить жителям разрушенных домов, семьям погибших?
И это не говоря уже о таких понятиях, как упущенная прибыль, катастрофическое ухудшение инвестклимата и прочие составляющие развития на перспективу. Таким образом, получается, что один день войны обходится нам не в 3, а в сотни миллионов долларов. И каков будет конечный итог, пока неизвестно.
Денис ПЛОВИН
[center][img]https://lifedon.info/uploads/posts/2025-01/1737010930_422.jpeg[/img][/center]