Любителей онлайн-шопинга за год стало на четверть больше. Этот вид коммерции перестаёт быть модной тенденцией, становясь стратегией бизнеса. У нас даже появился закон, регламентирующий электронную коммерцию. Правда, знатоки утверждают, что он «беззубый»… Какие ещё достижения, сомнительные и несомненные, пророчат онлайн торговле в Украине в наступившем году?
Что нам география?
Каждый год добавлял нашей стране до 5 % проникновения интернета. Тихая сетевая революция случилась в 2015-м и дала ещё 49 % охвата. Соответственно храбрых покупателей «кота в мешке» в Украине стало на 20 % с лишним больше. И это ещё низкие показатели. По западным меркам Украина ещё не нащупала глубины этого потенциала.
Весь прошлый год реальный и электронный секторы нашей экономики будто развивались в разных Украинах. Объём электронной торговли впечатляюще вырос в очень непростых экономических условиях. Именно они «толкнули в сети» розничного покупателя. Сказались не только мантра «в интернете дешевле», а и удобный 3G, манящий из всех подручных устройств.
По оценкам гендиректора площадки Prom.ua, в гривне товарооборот-2015 вырос на 40–60 %, а число заказов — на 20–25 %. В итоге объём рынка вырос с 19 млрд грн в 2014-м до 25 млрд грн в 2015-м, — притом, что вся розничная торговля Украины составила 903 млн грн.
Розничный интернет-ритейл, стартовавший в своё время с категории «Техника», нынче зиждется на продаже одежды. На 2-м месте — покупка билетов; электроника — уже на 3-м. И каждый 5-й товар, приобретённый через Prom.ua, — от украинского производителя.
На внешних рынках весь год рос спрос на украинскую еду, напитки, одежду, стройматериалы, сельскохозяйственные товары и дерево. Торговля онлайн открыла среднему бизнесу все прелести внешнеэкономической деятельности. Побила все рекорды пшеница: заявок на неё в 2015-м было на 1200 % (!) больше, чем в прошлом. Так, прирост заказов Германии по отдельным пунктам составил почти 300 %; от неё ненамного отстали США и… Беларусь.
Активнее всего с заграницей торговали Киев, Харьков и Днепропетровск, опережая все экспортно ориентированные регионы. Как видим, география — далеко не главное для беспредельного интернета.
Мешок без кота
Прежде чем говорить о потенциале, надо вспомнить закон, который не мог не всплыть на волне торговой динамики. Минувшей осенью, спустя 3 года дискуссий и споров, в Украине приняли закон об электронной коммерции. Новый закон облёк в слова то, что уже существовало до него. А существовали нормы Гражданского кодекса и закон о защите прав потребителя.
Товарно-денежные отношения, тем более заочные, — вещь проблематичная. Покупатели жалуются на обман с наличием товара, качеством, доставкой; в год фиксируется до тысячи исков к интернет-магазинам, средний чек проблемной покупки составляет 3,5 тыс. грн, причём в 100 % случаев суд первой инстанции удовлетворял требования покупателя. Теперь же покупки через интернет приравнены к обычным. Каждая сделка сопровождается одноразовым идентификатором — кодом, который приходит покупателю на почту. Закон обязывает онлайн-продавца выписать платёжный документ и дать всю информацию о себе, вплоть до кода ЕГРПОУ.
Покупатели вроде и получили больше прав; и электронный договор приравнен к письменному. Но это лишь начало пути. Торговцы пока эйфории не испытывают, — рынок e-commerce больше опасается революционных изменений Налогового кодекса и попытки внедрить кассовые аппараты. Мелкие игроки рынка в условиях жёсткой конкуренции и без того стараются удержать клиента.
Одним словом, пока что украинские законы лишь догоняют бизнес, который им положено регламентировать, а не наоборот.
Все в сеть!
В новом году интернет-товарооборот в гривне вырастет почти на 40 %, обещают аналитики. Как будет развиваться виртуальная битва за покупателя?
Достаточно достоверно ситуацию сканируют Prom.ua с 543 тысячами зарегистрированных компаний и почти 60 млн товаров и услуг и международная All.biz, где торгует средний бизнес из 90 стран и в сутки оборачиваются до 350 тысяч заявок на поставку товаров. По данным этих площадок, первой обострится борьба за качество сервиса. Игрокам покрупнее предстоит нешуточная борьба за репутацию, и в этом продавцы помельче и «поуютнее» могут потягаться с ними. Ставки будут делаться на логистику и платежи через дополнительные сервисы, ведь покупки с мобильных устройств обещают 30–40 % роста. Прогнозируется прирост на четверть гривнёвых объёмов рынка, в то же время валютный эквивалент сократится по вине инфляции. Активнее всего в Украину потекут товары из Китая и Индии.
2016 год может принести изменения в саму модель рынка: мелкие и средние магазины упакуют в классифайды типа olx. Крупные игроки, возможно, даже образуют различные виды маркетплейсов вроде e-Bay (со своей платёжной системой).
Так что онлайн-русло большого бизнеса будет только шириться, — параллельно с тем, что индекс национального промышленного производства продолжает с «завидным» постоянством падать в год на 20 %. Международная коммерция продолжит радовать дальнейшей электронизацией прайсов производителей. Это даст рост экспорта в Западную Европу и освоение свежих торговых территорий. К слову, о «свежих»: в противовес почти полной остановке торговли между Украиной и Россией в онлайне она вполне процветала!
Понятно, что большинство ритейлеров гонит попытать счастья в онлайне необходимость снизить затраты на аренду и персонал. Но даже если все обстоятельства будут «за» Украину и экономическая ситуация стабилизируется, рынок электронной коммерции в денежном выражении выйдет на уровень 2013 года лишь к середине 2018-го…
Zavarnik