Экспорт в Евросоюз представлялся спасением, а оказался настоящим испытанием для национального рынка. Только некоторые наши предприниматели оказались готовы к возможностям беспошлинной торговли. Остальные либо не осилили кусок европейского пирога, либо до сих не в курсе того, что на квоты может рассчитывать любой украинский производитель! И того, что в экспортном кластере ещё есть свободные ниши.
Открытие Европы
Утверждение, что евроквоты раздают из-под полы и только богатым, легко ставятся под сомнение. Да, одного неистового желания торговать с ЕС мало, нужно иметь сертификаты происхождения товара EUR1. Только у процентов десяти украинских экспортёров на момент «открытия Европы» был весь пакет документов!
Но, допустим, предприятие получило сертификаты, дотянулось до технических и санитарных регламентов ЕС. И тут вступает принцип first come, first served, по нашему «кто раньше встал, того и тапки». К примеру, есть квота на экспорт персикового варенья 10 тыс. тонн и есть поставщик 500 тонн варенья. Привозит он товар на таможню, его проверяют-оформляют и пропускают в ЕС. Всё, товар уехал, а квота сузилась на те самые 500 тонн. А когда желающие накормить Европу своим вареньем эту квоту исчерпают, экспорт продолжается, но уже по общим правилам, с применением существующих ставок. И такой принцип касается 27 групп украинских товаров.
Но, невзирая на очевидную простоту процедуры, малый и средний бизнес продолжает сторониться квот. Причин две: по контракту нужно обеспечивать крупные и частые поставки; или найти партнёра на пресыщенном еврорынке сложновато. Так что треть многострадального украинского малого бизнеса, не оглядываясь на квоты, довольствуется разовыми поставками небольших объёмов.
Путь украинского производителя на Запад требует поддержки со стороны государства. Тут и законодательные нормы, и приведение производства к стандартам ЕС. Минагропрод позиционирует себя в этом вопросе практически поводырем; чиновники встречаются с представителями Еврокомиссии, пытаясь расширить квоты на тот или иной товар. Но смельчакам, желающим покорить еврорынок, они лишь посоветуют информационные ресурсы или организации, прописанные в ЕС, куда стоит заглянуть за полноценной консультацией.
Украина под заказ
Квоты по лицензии — процедура более сложная и более простая одновременно. Работает это так: импортёр, сидящий в ЕС, обращается к гендиректорату Еврокомиссии с запросом на импорт из Украины конкретного товара в определённые сроки. Теперь от нашего производителя уже ничего не зависит. Пакет документов готовит заказчик — в том числе и подтверждение собственной способности импортировать что-либо из Украины. Принцип лицензирования был выбран для нас потому, что есть ряд «индикативных» товаров, ввоз которых жёстко регулируется. «Завоз под заказ» делает рынок более прогнозируемым. По лицензированным квотам украинцы могут экспортировать 11 видов товаров: 2 вида мяса и курятину, яйца, 2 вида зерна, молоко и почти все его производные.
Новый год принёс нам еще одну неоднозначную данность — старт свободной торговли с ЕС. Европа пакует составы-пароходы своей евростандартной (но не обязательно качественной) продукции в направлении Украины. От этого задолго до 1 января многим отечественным производителям было не по себе. Ситуация выглядит так, словно ЕС открыл для Украины узкий, как лаз в заборе, коридор квот, а для себя распахнул ворота.
Всё это не кажется столь удручающим, если не вспоминать, что украинские товары уже третий год имеют возможность экспортироваться в ЕС по нулевым ставкам. И условия нам предоставляли невероятно лояльные. Либерализация торговли с ЕС давала право на поставки товаров с нулевой пошлиной. А квотирование показало, насколько мы готовы к торговле с Европой. А вот настолько: по большинству позиций экспорт даже не начинался или исчерпывался за пару дней, а то и за день…
Переосмысление ситуации
2 года подряд Украина полностью выгребала квоты на поставки кукурузы, обработанных томатов, мёда, виноградного и яблочного соков, пшеницы. Украинские чиновники просили квоты увеличить, но Европу напрягает необходимость править Соглашение об ассоциации, да и внутреннее аграрное лобби не молчит! И вообще зачем поднимать квоты, если в прошлом году мы использовали далеко не все. Ладно, низкая явка украинских экспортёров в 2014 году была обусловлена неготовностью. А в прошлом году? Если верить чиновникам, по многим позициям небольшой объём квот просто не заинтересовал экспортёров! Крупным экспортёрам с маленькими квотами возиться лень, а мелким — накладно.
Впрочем, за год земляки переосмыслили ситуацию. Если раньше экспорт сахара не превышал 20 % от годовой квоты, то в 2015-м исчерпал её на 98,9 %. Овса в 2015-м вывезли почти на все сто, а ранее — лишь на 1,5 %. Вывоз курятины вырос наполовину — до 70 %; солода — 73 % от предложенных пропорций. Правда, и квоты на многие позиции открылись только в апреле-2015…
Проблемой ушедшего года стала пошлина, бьющая по себестоимости товаров с высокой долей импортного сырья. Пострадал экспорт сигарет: заявки были почти нулевыми, и транснациональные производители побежали из Украины…
Исчерпаны на 41 % квоты на ячменную крупу и муку. По остальным позициям заявок не поступало или они закрыты на 1,5 %. Даже поставщики мёда и соков молчат… По мясу вероятность экспорта близка к нулю — Украина не смогла подтвердить благоприятную эпидситуацию. Правда, молочные продукты имеют все шансы: 10 компаний уже получили сертификаты. Но производители скорее посостязаются за покупателя на отечественном рынке.
Это говорит о том, что по большинству товарных групп наличие или отсутствие беспошлинных квот на общую картину экспорта не влияет. Становится очевидным, что ажиотаж вокруг вопроса нагнан искусственно. Для паритетных отношений между Украиной и Европой нужно не квоты пересматривать, а способ защиты интересов и прав наших экспортёров — не на бумаге, а на практике.
Zavarnik