Через две недели в России пройдет первый тур президентских выборов, которые определят, как будут развиваться отношения с Украиной. С возвращением Владимира Путина в Кремль многие отечественные политики связывают активизацию украинско-российских переговоров по ряду вопросов. Если же победит другой кандидат, модель отношений между странами может кардинально измениться.
Решающие 3%
После обретения Россией независимости ни одни президентские выборы не заканчивались приходом к власти оппозиции. Несмотря на то, что смена элит происходила несколько раз, она всегда была результатом внутривидовой или межклановой борьбы, а не выбора избирателей.
Власть могла смениться в 1996 г., когда во второй тур президентских выборов вышли действующий президент Борис Ельцин и лидер коммунистов Геннадий Зюганов. Тогда, несмотря на слабые стартовые позиции, Ельцину удалось победить за счет кампании «Голосуй или проиграешь», запугивавшей население «красной угрозой».
Хотя это выглядит почти невероятным, спустя 16 лет ситуация может повториться, только кандидатом от действующей власти станет Владимир Путин.
Проблема не в том, что глава российского правительства может не получить более половины голосов избирателей, проблема в том, что другая половина уже сейчас совершенно уверена: победить в первом туре Путин может только с помощью фальсификаций. Такие настроения поставят под вопрос саму легитимность власти.
В этой связи интрига №1: станет ли Владимир Путин президентом уже после первого тура. Если нет, автоматически включается сценарий
1996 г., многократно доказавший свою эффективность (в том числе и на украинских президентских выборах в 1999 году). Причем сильное отличие ситуаций 1996-го и 2012 гг. не означает неактуальности такой линии.
Рейтинги, как всегда, не проясняют, а запутывают ситуацию. Скажем, Всероссийский центр изучения общественного мнения, считающийся прокремлевским, полагает, что действующий премьер получит почти 55% голосов избирателей. А вот «Левада-Центр» прогнозирует 47%.
Главный конкурент
Если первым туром дело не ограничится, то отсюда вытекает интрига №2: кто займет второе место и выйдет в следующий тур. Наибольшие шансы у Геннадия Зюганова, однако отставание других кандидатов измеряется лишь несколькими процентами, поэтому все шансы есть и у Владимира Жириновского, Сергея Миронова и Михаила Прохорова.
Каждый из них имеет свою нишу и последовательно работает именно на нее. Проблемой же является высокий уровень антирейтинга, наработанный за долгие годы пребывания в политике (в случае с Прохоровым неприятие обеспечивается количеством нулей в его декларации о доходах).
Различная тактика наиболее отчетливо проявляется во время предвыборных дебатов и совместных пресс-конференций. Скажем, Михаил Прохоров предпочитает агрессивную тактику, нападая на всех старых бойцов и укоряя их за неспособность ничего изменить. А вот Геннадий Зюганов и Владимир Жириновской, наоборот, договорились о сотрудничестве и направляют все силы на критику действующей власти, причем не только в социальной или экономической политике, но и в вопросе обеспечения честных выборов.
Насыщенное преддверие
Основная часть населения России проголосует только 4 марта, а первые избиратели уже воспользовались правом голоса. Досрочное голосование на выборах президента Российской Федерации для граждан, проживающих на труднодоступных территориях, началось в минувшую пятницу. Первыми проголосовали пограничники, оленеводы и золотодобытчики на Чукотке.
Ближайший митинг, уже четвертый после парламентских выборов, пройдет, по всей видимости, в конце февраля. Символично в этом смысле проведение 17 февраля в Киеве конференции «Уроки февральской революции». Почему уроки учат в Киеве, а не в Москве, где они в настоящее время значительно более актуальны – неясно.
Отсюда следует интрига №3: сколько людей выйдет на улицы, если выборы закончатся в первом туре.
После думских выборов в декабре это были десятки тысяч москвичей, считающих, что результаты сфальсифицированы. Увы, ни один из кандидатов, ни на одном из трех митингов выступить не решился. Михаил Прохоров ходит на них в качестве рядового участника, Сергей Миронов делегирует своих однопартийцев, но сам всегда оказывается занят, Владимир Жириновский проводит параллельные демонстрации, а Геннадий Зюганов и вовсе назвал митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова «оранжевой проказой».
Впрочем, даже несмотря на резкие высказывания, восприятие Зюганова в России сейчас и в 1996 г. сильно отличается. Нынче его не считают угрозой демократии или рыночной экономике, поэтому если произойдет чудо, и дело дойдет до второго тура, вокруг него (а тем более – другого кандидата) вполне могут сплотиться все избиратели, недовольные затянувшимся путинским правлением, вне зависимости от их идеологических предпочтений.
В Германии, в отличие от России, президент не избирается всенародно. Но нельзя сравнивать и их полномочия: федеральный президент Германии выполняет скорее церемониальные функции.
Германия определилась с президентом
Политические партии Германии договорились о кандидатуре будущего президента страны. После длительных консультаций выбор пал на известного правозащитника из бывшей ГДР Йоахима Гаука.
Договориться по кандидатуре нового президента партнеры по правящей коалиции Германии — Христианско-демократический союз, Христианско-социальный союз и Свободная демократическая партия — сумели лишь поздно вечером в воскресенье. По словам федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, решение было принято после «долгих размышлений, взвешивания всех за и против».
Она пояснила, что «при всех различиях» между ней и Йоахимом Гауком их объединяют «идеи свободы». «Этот человек — истинный учитель демократии и может дать нам важные импульсы в период всевозможных вызовов и не в последнюю очередь укрепить доверие к демократии»,— заверила Ангела Меркель. Господин Гаук поблагодарил канцлера за поддержку и заранее попросил прощения «за первые ошибки», которые он, возможно, совершит на посту президента.
Напомним, что в 2010 году Йоахим Гаук уже участвовал в выборах президента ФРГ, однако тогда проиграл. Сейчас кандидатуру правозащитника уже поддержали оппозиционные Социал-демократическая партия Германии и «Союз-90» (зеленые). Как следует из опроса общественного мнения, проведенного еженедельником Bild am Sonntag, кандидатуру 72-летнего Йоахима Гаука поддерживают 50% немцев.
Пост президента Германии оказался вакантным после отставки Кристиана Вульфа, который оказался замешан в целом ряде громких скандалов, в том числе финансового характера.
Иван БУХТИЯРОВ