Открытие недоступных ранее баз данных привело к образованию компаний, специализирующихся на работе с информацией. Для украинского бизнеса это ещё не освоенная сфера, а вот в Европе такие сервисы функционируют уже давно. Что получат стартапы, государство и потребители от новой услуги?
Новая ниша
Ни для кого не секрет, что в этой сфере коррупционная составляющая была одной из самых высоких: чиновники всегда использовали монополию на информацию в своих корыстных целях. Открыв доступ граждан и юрлиц к большинству госреестров и других ресурсов, правительство сделало огромный шаг вперёд в борьбе с коррупцией.
Но одного этого недостаточно, ведь с таким массивом информации нужно уметь обращаться. Чтобы разрушить монополию государства на инфосервисы, нужно было разработать на их основе новые цифровые продукты, доступные для всех желающих. Поскольку запросы общества и бизнеса на такой информационный продукт сейчас очень высоки, это сразу же привело к образованию отдельной ниши на рынке услуг. Нашлось немало энтузиастов как в бизнес-среде, так и в госорганах, которые взялись решать эту непростую задачу.
Огромные массивы информации были структурированы для полноценной работы с ними с любого компьютера, снабжённого API-формой. Благодаря этому сформировался рынок общедоступных данных с участием государства и бизнеса. Такая бизнес-модель успешно действует во многих странах Европы и является формой государственно-частного партнёрства. Она предполагает, что государство, как владелец данных, определяет правила пользования ими, обеспечивает доступ к базам с возможностью его монетизации. На основании этого заинтересованный субъект бизнеса может создавать различные сервисы. Такая модель партнёрства вполне взаимовыгодна: бизнес может заработать, а государство — сэкономить.
Если б ещё и даром…
Несколько стартапов стали широко известны благодаря полемике вокруг них в СМИ. Наиболее характерный пример — система электронных госзакупок ProZorro. Сначала была идея просто создать базу для обмена информацией по госзакупкам. Но по мере её реализации Минэкономразвития, курировавшее проект, предложило частным структурам проработать возможность создания модели подключения к данным о госзакупках всех участников процесса. Итогом стало подключение к базе госзакупок порядка 10 частных площадок. При этом вопросы арбитража, регулирования условий проведения торгов, выдачи паролей на вход и т. п. остаются за Минэкономразвития. Выгода государства заключалась в экономии средств, поскольку разработал и обкатал технологию бизнес. Совместными усилиями был создан прозрачный и конкурентный сервис, которым пользуются сегодня государственные и частные компании.
Только за прошедший год с использованием ProZorro произведены закупки на сумму свыше 10 млрд грн, при этом государству сэкономлено 1,3 млрд грн. А в этом году ожидается сумма торгов не меньше 50 млрд грн. Учитывая, что система работает неполных 2 года, это очень хорошие показатели.
Среди региональных стартапов в сфере партнёрства государства и частников выделяется львовский сервисный портал «ІнфоЛьвів». Это ресурс с удобным и простым интерфейсом, с помощью которого горожане могут видеть все начисления по коммунальным платежам и производить их оплату.
Есть и другие примеры, но, к сожалению, они пока ещё не реализованы в той степени, как это сделано в других странах. Как ни странно, причина кроется не в сопротивлении чиновников, защищающих свою кормушку, а в отношении общественности, которая является, по сути, главным потребителем продукта. Прежде всего это связано с постсоветской ментальностью большинства наших сограждан: считается, если это данные от государства, то они должны доставаться даром или же за символическую плату. Но бизнес не может работать без прибыли, иначе это не бизнес, а благотворительность.
Приносить пользу обществу, но за деньги — вполне оправданный подход к делу. Чем скорее общество поймёт это и привыкнет платить за такие услуги, тем быстрее решатся проблемы с открытием всех остальных баз данных государства. В выигрыше будут обе стороны: бизнес заработает на предоставлении услуги, а население как клиент получит удобный сервис.
Инкубационный период
Хороший толчок стартапам в этой области дал принятый в прошлом году закон, расширяющий доступ к публичной информации. Это сразу подняло Украину на 10 ступенек в рейтинге Global Open Data Index и показало миру, что страна становится более открытой.
Кроме того, у бизнеса возник устойчивый интерес к возможности заработать на информации, хранившейся ранее «за семью замками». В результате в Украине появились так называемые инкубаторы баз данных. По мнению Евгения Саранцова, ментора такого инкубатора под названием «1991», подобные стартапы скоро появятся по всей стране и станут не только популярны, но и прибыльны. Чем быстрее государство начнёт избавляться от монополии на информацию, тем быстрее бизнес сможет предложить клиентам решение многих проблем, считает он.
Государство прекрасно понимает, что в нынешних условиях дефицита бюджета выделить средства на разработку современных сервисов не получится. Разрубить гордиев узел многолетней монополии на базы данных можно только подключив к этому бизнес. При этом государство, не тратя бюджетные деньги, получит готовые сервисы под свои базы, бизнес — возможность получить прибыль от их использования, а потребители — контролируемую и прозрачную модель общения с госорганами. А все вместе, в качестве вишенки на торт, — исчезновение коррупции в этой сфере.
Так что, эта модель партнёрства обречена стать приоритетным направлением развития сферы использования госбазы данных. Для этого украинский бизнес имеет все предпосылки, начиная от идей и заканчивая спросом на услугу. Дело за малым: наличием желания у всех участников процесса и готовности нести сопутствующие риски.
Zavarnik