В Европе набирает силу наступление на офшорные компании с целью легализации их доходов и предотвращения налоговых махинаций. План противодействия BEPS (base erosion and profit shifting) — размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибылей из-под налогообложения, принятый в 2013 году по просьбе G20, не ограничивается Панамой, Кипром и Каймановыми островами. Повлияет ли мировой вектор легализации доходов на украинский бизнес-менталитет?
Через Кипр было ближе
Весной уходящего года мировой финансовый рынок потряс скандал вокруг панамской юридической фирмы Mossack Fonseca. Раскрылась деятельность компании по отмыванию денег, многочисленные нарушения налогового законодательства и контроля над идентификацией клиентов. Выяснилось, что немало «публичных людей» мирового масштаба использовали услуги Mossack Fonseca для построения целой офшорной сети. Не остался в стороне и украинский истеблишмент.
Справедливости ради отметим, что скандал с панамским архивом хоть и подстегнул расследования и штрафы против провинившихся банков и дочерних фирм, тем не менее не стал открытием. Но если европейских и американских бизнесменов ещё можно заподозрить в простой жадности, то украинский бизнес привык работать полулегально по иным причинам. На случай судебных разбирательств и давления на бизнес солидные компании предпочитали «прописку» где угодно, только не на родине. Кроме того, работал простой расчёт: стандартная ставка на пассивные доходы, которые выплачиваются нерезидентам, составляет в Украине 15 %. При наличии двухстороннего соглашения о предотвращении двойного налогообложения можно применить и льготную ставку, а это уже 10 %, 5 % или 2 %. А иногда и 0 %, — когда, например, суммы роялти уплачивались на Кипре с применением нулевой ставки на основании ранее действующего соглашения об избежании двойного налогообложения, а оттуда платёж роялти шёл на Британские Виргинские острова. В таких условиях можно было надеяться на рост числа международных контрактов и привлечение в страну инвестиций. Действительно, 95 % инвестируемых в 2015 году средств пришли в Украину с Кипра. Однако многие зашли слишком далеко, и с помощью «агрессивного» налогового планирования помогали сокрытию доходов предпринимателями и чиновниками Европы и Америки. И поскольку мы хотим и дальше интегрироваться в мировое сообщество, украинский бизнес не может оставаться в стороне от деофшоризации.
Непаханое поле инициатив
Европейский союз требует, чтобы четвёртая Директива о противодействии отмыванию денежных средств (Directive EU 2015/849), которая вступила в силу 26 июня 2015 года, была имплементирована всеми государствами — членами ЕС в своё национальное законодательство до 26 июня 2017 года. Начаты расследования, ведущие к доначислению налогов многих корпораций за последние 10 лет, а это колоссальные суммы. Примеры — Apple, годами пользовавшаяся незаконными преференциями в Ирландии, Amazon и McDonald’s — в Люксембурге. Среди украинских компаний в зоне риска те, кто активно использовал низконалоговые зоны для оптимизации своих налогов в начале и середине 2000-х годов. Европейские фискальные органы не шутят, и готовиться к таким судебным искам стоит уже сегодня.
Декларативно Украина «в тренде»: недавно опубликована инициатива Президента по деофшоризации. Планируется усиление контроля за поступлением налогов от деятельности компаний украинских резидентов, где бы они ни были зарегистрированы; изменения в законодательстве для улучшения регулирования бизнеса, связанного с офшорными компаниями; создание условий и мотивации для легального бизнеса и честной уплаты налогов.
Это декларативно. А реально закон даже не был разработан. Есть несколько депутатских инициатив: № 4380 от 12.04.2016 «О налоговом суверенитете Украины и офшорных компаниях», № 4381 от 12.04.2016 «О внесении изменений в НКУ», № 3661 от 17.12.2015 «О нулевой декларации», № 3662 от 17.12.2015 «О внесении изменений в НКУ относительно нулевой декларации» и № 4678 от 17.05.2016 «О мерах по деофшоризации». По мнению экспертов, наиболее перспективны меры, связанные с нулевой декларацией, однако финансовый год на исходе, а в финальном чтении ни один акт не принят. Кроме того, Украина даже не присоединилась к уже идущему расследованию махинаций Mossack Fonseca.
Возврат к реальности
Для солидного бизнеса, который хочет не просто выжить, но и развиваться, это возврат к реальности, как бы «жестоко» это ни прозвучало. Необходимо соответствовать всем юридическим нормам тех стран, где представлена компания. Если руководитель — то резидент в месте регистрации компании, квалифицированный менеджер на зарплате. Если решение совета директоров — то только на территории юрисдикции компании, там же, где и банковский счёт, физический офис, контактные телефоны и почтовый ящик. Если торговая сделка — то на рыночных условиях. Контроль всей отчётности, в том числе и управленческой, внимание к партнёрам и их бизнесу, легальность и прозрачность — в приоритете. Очень важно избегать даже оттенка подозрительности операций, тщательно готовить и хранить все сопроводительные документы по транзакциям, не скрывать от банков информацию по сделкам. Если необходимо диверсифицировать финансовые риски, лучше отдать предпочтение легальным банковским счетам в разных странах.
Глубокий аудит и реструктуризация бизнеса согласно требованиям налоговой легализации, внедрение сложных инструментов структурирования фондов… Меры, которые рано или поздно придётся таки принять, будут порой болезненны. Однако лучше начать заниматься этим уже сейчас, чтобы в нужный момент оказаться во всеоружии и иметь возможность защитить доходы и инвестиции — свои и партнёров.
Zavarnik