Многосерийный «фильм» под названием «Переговоры Украины и Европейского союза об ассоциации» миновал важный этап. Представители сторон парафировали текст соглашения. Теперь внести изменения в текст невозможно. Впрочем, не обошлось без нюансов.
Затянувшаяся история
О том, что договор об ассоциации Украины и Европейского союза парафируют едва ли не со дня на день, говорили еще 2,5 года назад. Но процедура каждый раз откладывалась.
Произошло долгожданное событие в минувшую пятницу, 30 марта. В ЕС настаивали: парафирование – сугубо технический процесс, и даже старались избежать внимания СМИ. Тем не менее, отношения по линии Украина – ЕС столь неоднозначны и многогранны, что даже события, не предполагающие наличия политических подтекстов, в итоге их обретают.
Без права переписывать
«Парафирование – это когда уполномоченные лица ставят инициалы на тексте соглашения, после чего текст больше не подлежит изменению. Если не удастся парафировать соглашение – значит, в будущем у любой стороны будет искушение внести изменения», – сказал представитель Украины в ЕС Константин Елисеев.
По словам дипломата, родившегося, кстати, в Красноармейске, в прошлом имели место прецеденты, когда в текст предварительно согласованных статей документа вносили существенные изменения. Отсюда следует, что парафирование можно рассматривать как момент, когда взаимоприемлемые формулировки согласованы, и дипломаты могут сосредоточиться на убеждении европейских коллег в том, что вступление документа в силу выгодно всем.
Политика без экономики
Возможно, отсутствие публичности могло быть продиктовано и тем, что документ парафирован лишь частично. Заместитель министра иностранных дел Павел Климкин и глава переговорной группы ЕС, управляющий директор европейской дипломатической службы по России, восточным соседям ЕС и Западным Балканам Мирослав Лайчак скрепили подписями только политическую часть (в ней идет речь о диалоге в политических и секторальных сферах, вопросах безопасности и институциональных аспектах).
В Министерстве иностранных дел Украины заявляют, что текст Соглашения об ассоциации с ЕС не может быть обнародован до его подписания. Также там сообщили, что отдельные статьи могут вступить в силу еще до ратификации.
Документ о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС они подписали только на первой и последней страницах. Соответственно, все, что между, – может корректироваться. Впрочем если вспомнить хронологию переговоров, то все логично, ведь их экономическая составляющая начались на год позже, чем по политической – в 2008 г. Как бы то ни было, окончательное парафирование едва ли случится раньше парламентских выборов, которые пройдут 28 октября нынешнего года.
Оценки
Президент Украины Виктор Янукович в разговоре со своим польским коллегой Брониславом Коморовским назвал парафирование «важной вехой пятилетнего процесса подготовки уникального по содержанию и важного для обеих сторон документа». В интервью польскому изданию «Dziennik Gazeta Prawna» президент, говоря о договоре, заявил: «Мы воспринимаем Европейский союз как цивилизационный выбор, оптимальную модель развития нашего государства, его экономики и общественных институтов, а в перспективе – и как наш общий дом».
Несмотря на то, что экономическая часть пока не одобрена (а вступление ее в силу едва ли произойдет в ближайшие годы), профильный министр уже заявил об открывающихся перспективах.
«Как министр экономического развития я должен говорить, что у нас сейчас открываются огромные рынки, на которых присутствие украинских товаров, украинских производителей и услуг было, фактически, запрещено», – заявил Петр Порошено. Он уверен: после выполнения всех условий в Украину придут огромные инвестиции.
Политическая часть Соглашения парафирована полностью, в то время как документ о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС подписан только на первой и последней страницах. Соответственно, все, что между – может корректироваться.
Жизнь после парафирования
Теперь и без того небыстрый процесс рискует еще более затянуться. Для начала необходимо перевести документ на 23 официальных языка ЕС и сделать правовую экспертизу текста. После этого начнутся переговоры о подписании, затем – о ратифицировании. Перед тем, как документ вступит в силу, его должны одобрить Верховная Рада, Европарламент и законодательные органы всех стран-членов ЕС, коих к тому моменту, видимо, станет 28 – с учетом Хорватии (ее присоединение к Союзу намечено на 1 июля 2013 г.).
Причем подписание и ратифицирование – вопросы сугубо политические. И кто на тот момент будет канцлером Германии или президентом Франции – не менее важно, нежели украинские внутриполитические процессы.
Иван БУХТИЯРОВ