На преодоление кризиса 2014–2016 года в банковском секторе Украины брошена треть Валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Как регулятор — Национальный банк — справляется с проблемами в своём «хозяйстве»? И справляется ли?
Чего боится регулятор
В июньском отчёте НБУ о финансовой стабильности ситуация разложена по полочкам основных системных рисков.
Так, в сфере кредитования ситуация улучшается, хоть и малозаметно: банки не зарываются в вопросах выдачи кредитов, помогая только надёжным клиентам. А вот с реструктуризацией проблемных долгов дело обстоит сложнее.
Риск недостаточности капитала тоже не даёт повода для паники. В отношении государственных банков, включая свежее приобретение — «Приват», решены проблемы капитализации. Незначителен дефицит капитала у частных банков. Благодаря уходу с рынка нестабильных игроков (90 проблемных банков ликвидировано), средства распределились более равномерно. Так что и риск ликвидности находится в допустимых пределах.
В НБУ считают, что текущий год станет прибыльным для банковского сектора, как результат уменьшения отчислений в резервы под «плохие» кредиты. По валютным рискам регулятор описывает ситуацию как неопределённую: всё ещё сильная долларизация нашей экономики вызывает беспокойство.
А вот в юридической сфере налицо ухудшение. Недоумение у регулятора вызвал ряд судебных решений в пользу неплатежеспособных банков, которым суды возвращают лицензии, а также возвраты заёмщикам кредитных залогов. Улучшить дело могли бы законодатели, приняв наконец закон о защите прав кредиторов.
Главной же «внешней» проблемой в НБУ считают дефицит текущего счёта платёжного баланса. К 2019 году цифра может превысить $4 млрд в год.
Новый взгляд на безнадёжность
В реальном секторе НБУ фиксирует рост общей рентабельности предприятий по доналоговой прибыли. Проще говоря, уже больший процент фирм и организаций способен за счёт прибыли обслуживать свои долги. Тем не менее риски, связанные с кредитами крупных бизнес-групп, остаются в силе. На 5 крупнейших групп предприятий приходится 34 % суммарного кредитного портфеля. Что интересно, почти 75 % кредитов, выданных компаниям из первой двадцатки, не обслуживаются.
Похожая ситуация в госбанках. Специалисты НБУ сетуют на то, что даже крупные бизнес-группы в Украине способны, меняя структуру, уйти от ответственности. Именно из-за безнадёжных долгов крупного бизнеса государству пришлось раскошелиться, докапитализировав госбанки на 10,1 млрд грн.
Теперь оценивать крупные риски банкам рекомендуется по-новому. Неработающим считается кредит, по которому имеется «просрочка» на 90 дней и больше, и если взыскать долг с заёмщика без изъятия залога невозможно.
И новые кредиты банки раздают неохотно, даже физлицам. Всего на 6 % вырос этот сегмент рынка по сравнению прошлым годом, — в основном благодаря кредитным картам и потребительскому кредитованию.
Перепады ликвидности
В вопросах привлечения новых средств банки по-прежнему надеются на физлиц. Депозиты составляют 74 % всех пассивов банковской системы. В сторону внешних рынков капитала смотрят с неохотой. Кроме того, известны попытки выкупа старых обязательств. Проблема в том, что большая часть имеющихся депозитов — краткосрочные. Банкам приходится держать часть средств в высоколиквидных активах вроде кэша и ОВГЗ. Иного способа обезопасить себя у банков пока нет.
Также фонды наращиваются благодаря увеличению на счетах средств государственных компаний и местных бюджетов. Таких средств на счетах банков около 19 млрд грн. Это обеспечило 46 % общего прироста всех депозитов в системе. Но этот источник пополнения фондов нестабилен, ведь бюджетные средства придётся вернуть на Единый казначейский счёт к концу года. Для банков это чревато серьёзными перепадами ликвидности.
Заработки на госдолге
В структуре банковских доходов роль государства принципиальна. С процентов по кредитам у «частников» акцент смещается в сторону государственных ценных бумаг. В государственном секторе из-за ОВГЗ, которые зачисляются на балансы в счёт докапитализации, эта привязка ещё сильнее. В результате государственный долг обеспечивает 40 % всех доходов госбанков.
При этом, как известно, спрос на кредиты растёт и может перейти в нерегулируемый сектор экономики. Совокупность этих факторов грозит новыми кризисами.
На чьё спасение потратились
Как говорится в официальном сообщении НБУ, «прямые фискальные расходы Украины на преодоление последствий кризиса банковского сектора уже достигли 14 % ВВП, что превышает соответствующие расходы, понесённые во время финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов, тогда как общие потери экономики от кризиса пока составляют 38 % ВВП». В эти проценты вошли докапитализация государственных банков, национализация «ПриватБанка», невозвраты по рефинансированию самого регулятора, выплаты компенсаций через Фонд гарантирования вкладов физических лиц.
Такова цена кризиса. Удастся ли «вырулить» из этой ситуации?
Zavarnik