Уровень заработных плат в Китае уже превзошёл средние трудовые доходы в Украине. Страна продолжает наращивать экономические мускулы, пусть и замедлившимися темпами. Но большинство её населения никогда не достигнет западного уровня жизни и вряд ли далеко уйдёт от нашего нынешнего уровня, хотя сегодня многое ещё видится в оптимистическом свете.
Демографический перекос
Экономический взлёт КНР — это западные технологии и финансы, помноженные на китайскую рабочую силу. Молодую, дешёвую. Но пик роста трудоспособного населения пройден в 2011 году. Сегодня Китай — страна пожилых даже по меркам ООН: доля населения в возрасте 65 лет и старше достигла 15 %. А на ближайшие годы в КНР прогнозируют рост доли пожилых людей до 39 %. И это будет мировой рекорд.
Рост продолжительности жизни — процесс общий для большинства стран. Но в Китае перекос в демографической структуре общества заложен программой «Один ребёнок — одна семья». Для страны с отсутствием общей пенсионной системы содержание пожилых родителей детьми было нормой, особенно в сельских регионах. Политика сдерживания рождаемости подорвала эту схему. Ранее пенсионное обеспечение в Китае распространялось только на работников госпредприятий, затем пенсии получила сельская местность, но в 10 раз ниже, чем в городах. Планируется подтянуть село к городу. Но уже сейчас на покрытие дефицита пенсионного фонда тратится до 40 % доходов госбюджета. Чтобы избежать коллапса, придётся поднимать пенсионный возраст.
Самая «старая» в Азии — Япония, но там готовиться к этому начали загодя и сегодня вопрос о повышении возрастной планки не стоит: помогает накопленная финансовая подушка и выпуск облигаций, смешанная пенсионная система плюс способность самих японцев работать и в преклонном возрасте. Остальная Азия стареет намного быстрее, чем другие регионы мира, и происходит это на фоне замедления экономического роста.
Не жили богато, нечего и начинать?
Эксперты МВФ отмечают, что страны Европы наращивали долю населения старше 65 лет с 15 % до 20 % в среднем 26 лет. Штаты за счёт постоянного мощного миграционного потока оттягивали этот момент 50 лет. А в Азиатско-Тихоокеанском регионе этот переход занял всего 15 лет. Удивительно, но неазиатские по составу населения Австралия и Новая Зеландия стареют, как Европа и США, а не как остальная Азия. При этом азиатские страны даже на пике «омоложения» не дотянулись до подушевого дохода, соответствующего западному. Например, подушевой доход в КНР в 2011 году составлял всего 20 % от американского; во Вьетнаме в 2014 году — 10 %. Индия намного моложе Китая, и пик численности трудоспособных индийцев будет достигнут примерно в 2040-м. Но, судя по динамике экономического роста, доход на душу населения в Индии к этому моменту в лучшем случае достигнет 45 % от уровня США. Выйти на западный уровень доходов смогли лишь Австралия, Новая Зеландия, Гонконг, Сингапур и Япония.
Проще говоря, если Запад успел разбогатеть, прежде чем постареть, то азиаты успели или успеют только поработать, но не разбогатеть.
Трудящихся меньше, чем кажется
Распределительные (солидарные) пенсионные системы работают за счёт налогов с работающих граждан. Важным показателем устойчивости подобных систем является число работающих на одного пенсионера. По подсчётам Bloomberg, трудоспособное население сокращается быстрее, чем это показывают официальные данные. Статистика соотносит число людей трудоспособного и пенсионного возраста. В Bloomberg Sunset Index цифры пересмотрены с учётом тех, кто перестаёт работать до наступления пенсионного возраста. И реальное соотношение получается гораздо печальнее. Хуже всего ситуация во Франции, Сингапуре — 2,2 работника; в Беларуси, Японии, Шри-Ланке, на Мальте — 2,3; в России — 2,4; в Греции, Таиланде и Болгарии — 2,6. В Китае на одного пенсионера приходится 3,5 работника, в то время как по официальным данным — 7,3. А от 3,5 до 2 совсем недалеко, учитывая темпы старения населения в Азии, заметно превосходящие мировые. У азиатских стран уже нет времени для основательной подготовки к демографическому переходу. Накатывающаяся волна автоматизации и вовсе не принимается в расчёт современными государственными фискальными системами.
С учётом роботизации
В этом году на Всемирном экономическом форуме прозвучал прогноз состояния пенсионных накоплений в самых экономически значимых странах. К 2015 году в США, Великобритании, Японии, Нидерландах, Канаде, Австралии, Китае, Индии разрыв между пенсионными накоплениями и потребностями в соцвыплатах составил $67 млрд. И это пока немного: по прогнозу к 2050 году общий дефицит пенсионных накоплений достигнет $428 трн, или $300 тыс. на душу населения.
Демографические и финансовые проблемы сочетаются с замедлением роста производительности труда. В Китае он ниже 4 % в год, хотя до 2008 года был не менее 6 %, а в 2006-м превысил 10 %. Подстегнуть производительность можно только автоматизацией. По мнению экспертов, после 2030 года в США будет автоматизировано более половины рабочих мест, а в Юго-Восточной Азии ненужными станут 200 млн работников. Но роботизация означает сокращение числа работающих и отчисляющих. Занимая рабочие места, роботы лишают людей возможности формировать личные пенсионные накопления и перекрывают ручейки, наполняющие государственные пенсионные фонды…
Около полумиллиарда ненужного и при этом нуждающего населения в ближайшие 10 лет. Это только азиатская часть всемирной головоломки, сложившейся из огромного числа ныне живущих людей, которым не светит обеспеченная старость.
Zavarnik