Более $5 млрд иностранной технической помощи осваиваются в Украине. Куда идут эти деньги, кто их даёт и на кого нам предстоит надеяться в ближайшей перспективе?
Простые проценты
По данным Минэкономразвития, в текущем году в нашей стране реализуются 415 проектов на сумму $5,32 млрд. Это практически пятая часть доходов годового бюджета Украины. Однако больше половины этих денег, по данным того же ведомства, уходят в сферы, связанные с ядерной энергетикой и оборотом радиоактивных материалов. Один только Чернобыльский фонд получил $2,3 млрд. Это хорошо видимая часть помощи: благодаря этим средствам был возведён новый саркофаг над Чернобыльской АЭС. И работы на объекте «Укрытие» продолжаются.
На национальную безопасность и оборону, а также ядерную безопасность (без учёта Чернобыльского фонда) приходится по 21 % международной технической помощи. Ещё 12 % и 13 % направляются на развитие гражданского общества и регионов. Поддержке внутренне перемещённых лиц перепадает 6 %, здравоохранению — 5 %, энергоэффективности — 4 %.
От кого нам перепадает
Список основных доноров Украины состоит из целого ряда международных финансовых организаций. Основные — США и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). По старшинству список выглядит следующим образом: США — $1,5 млрд в 104 проектах, ЕБРР — $671,1 млн в 39 проектах, Евросоюз — $326,5 млн в 139 проектах, Германия — $206,9 млн в 26 проектах, Канада — $150,3 млн в 20 проектах, Япония — $20,9 млн в 7 проектах.
Если верить чиновникам Минэкономразвития, завершено 68 проектов, освоивших $137 млн; в нынешнем году начат 31 проект на $86 млн; количество пролонгированных проектов сократилось с 472 до 415, при этом 20 проектов реализуются уже в течение более 10 лет.
В ближайшей перспективе ведомство прогнозирует расширение сотрудничества за счёт взаимодействия с двумя новыми донорами — Норвегией и Польшей, а также старта программ трансграничного сотрудничества «Украина — Румыния», «Украина — Венгрия — Словакия — Румыния», «Украина — Польша — Беларусь», «Бассейн Чёрного моря» с суммарным бюджетом свыше 365 млн евро.
Но реальные цифры вложений существенно ниже заявленных. Финансирование программ обуславливает обязательное привлечение западных специалистов. Из этих сумм кормятся западные консалтинговые структуры, производители, поставляющие своё оборудование в Украину. Всё это влияет на отечественную экономику и усиливает нашу техническую зависимость. А работа консультантов в некоторых секторах позволяет им получать стратегическую информацию, которая используется работающими в стране транснациональными корпорациями и может давать им определённые преимущества. Таким образом, группы лиц, стоящих за финансированием, получают в руки инструмент влияния.
Маршалловы планы
Много разговоров ведётся вокруг так называемого плана Маршалла для Украины. Примерные финансовые объёмы известны. По словам инициатора программы — экс-премьера Литвы парламентария Андрюса Кубилюса, при условии вливания ежегодно в течение 10 лет в украинскую экономику около 5 млрд евро можно добиться роста на 6–8 % ВВП. Но такой результат может быть достигнут только инвестициями в реальную экономику, а не в эфемерную поддержку банковского сектора и золотовалютных резервов страны.
Приоритеты должны быть сформулированы к 25 сентября; потенциальные направления были озвучены авторами плана несколько раньше. Достаточно определённо высказался сам Кубилюс, заявивший, что внимание будет концентрироваться на трёх направлениях: малый и средний бизнес, инфраструктура, региональные проекты.
Инициатива литовских парламентариев, по всей видимости, получила некоторую поддержку на Западе. Как минимум эта тема будет вынесена на рассмотрение сначала на саммите Восточного партнёрства, где планируется обсудить параметры и приступить к формированию пула инвесторов.
В каком формате может предоставляться помощь? Вероятно, в виде кредитов по европейским процентным ставкам; часть средств, возможно, придёт в виде технической помощи. По крайней мере это один из лучших вариантов. Если он будет принят и пул заинтересованных инвесторов будет сформирован, ключевым вопросом станет создание адекватного механизма контроля за расходованием средств. Кубилюс полагает, что оптимальным будет финансовое учреждение наподобие банка развития, которое станет основным оператором и контролёром использования средств.
А пока в недрах украинской министерской системы создаются отдельные подразделения — генеральные директораты со «статусом» аналитических центров для продвижения реформ и зарплатами сотрудников от 50 до 70 тыс. грн в месяц. Их финансирование будет осуществляться на европейские деньги.
Zavarnik