Донбасс: Гуманитарная ситуация стала ухудшаться
Начиная с весны 2017 года гуманитарная ситуация на Донбассе стала ухудшаться. Особенно сложно жителям сел на неподконтрольной украинским властям территории и в «серой зоне», у линии фронта. К общим бытовым неурядицам там добавляются еще и частые обстрелы. Об этом рассказал Генеральный директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто, передает «Сегодня.ua».
По его словам, в 2014 году, согласно результатам опросов, 38% жителей неподконтрольных украинским властям территорий Донбасса охарактеризовали свою жизненную ситуацию так: «терпеть бедственное положение уже невозможно». Половина опрошенных социологами респондентов заявила, что «жизнь трудна, но можно терпеть». Спустя 3 года многие дончане с горечью отмечают: тогда они надеялись, что война скоро закончится и все будет по-прежнему, поэтому и не разрешали себе жаловаться – решили просто потерпеть.
«В сентябре-октябре 2014 года мы опрашивали респондентов в 27 наиболее нуждающихся городах Донецкой и Луганской областей. Более всего люди нуждались в медикаментах – об этом заявили 45% опрошенных, в продуктах (36%), и предметах гигиены (29%)», – говорит Владимир Паниотто.
Из неподконтрольных украинской власти городов уезжали специалисты, бизнесмены и молодежь, родители увозили малышей подальше от войны. Оставшимся старикам оставалось только уповать на судьбу. Осенью 2014 года были заблокированы пенсионные поступления на неконтролируемые территории, и для пожилых дончан начался персональный ад.
«Лежачие, инвалиды, глубокие старики могли рассчитывать только на неравнодушных соседей, которые приносили им чего-то поесть. У многих были разрушены или повреждены снарядами квартиры и дома. Когда начали выдавать гуманитарную помощь от Штаба Рината Ахметова, пожилые люди плакали на пунктах выдачи – от того, что произошло в их жизни, что помогают им абсолютно незнакомые люди, что они, прожив жизнь небогато, на старости лет оказались буквально выброшены за борт. Из нашего города в Донецк за продуктами на "Донбасс Арену" несколько человек пешком ходили – у них не было денег на автобус…», – вспоминает житель Макеевки (Донецкая обл.) Виталий Горб.
Постепенно гуманитарная ситуация перешла из стадии «катастрофическая» в «бедственная», что можно было считать неким улучшением. Однако по-прежнему неподконтрольные территории нуждались в медикаментах и продуктах.
«В сентябре-октябре прошлого года, оценивая жизненную ситуацию в целом, 26% жителей отметили, что «терпеть бедственное положение уже невозможно» (а в 2014-м было 38%), и лишь 16% – что все не так плохо и можно жить (а было лишь 6%)», – приводит данные соцопросов на неподконтрольных территориях Паниотто.
Он отметил, что более трети опрошенных указали, что в их городе или их семье не хватает продуктов питания, медикаментов или предметов гигиены. Этот показатель существенно ниже, чем был в сентябре 2014 года – 59%. По сравнению с сентябрем 2014 года на 13% уменьшился дефицит медикаментов, на 9% уменьшился дефицит продуктов и на 20% – бытовых товаров.
Однако, после того, как 28 февраля этого года работа Штаба Рината Ахметова была заблокирована, а потом и вовсе запрещена, гуманитарная ситуация снова начала ухудшаться. Особенно сложно жителям сел не только на неконтролируемой территории, но и в «серой зоне», у линии фронта. К общим бытовым неурядицам там добавляются еще и частые обстрелы.
«Мы не понимаем, почему работа Гумштаба была запрещена в Донецке и других городах. Ведь те, кто получал продукты – это самые незащищенные, самые слабые люди – старики, инвалиды, сироты, маленькие дети… Я не представляю, как живут неходячие, кому эти продукты прямо домой привозили! У нас все очень дорого. А разница в ценах на одно лекарство здесь и на подконтрольной территории может быть четырехкратной», – уверяет жительница Донецка Ольга Мищенко.
«Гуманитарную помощь в эти годы оказывали международные благотворительные организации, государство Украина, соцслужбы, городские и районные власти. Но 80% тех, кто получал помощь, указали, что это была помощь Гуманитарного штаба Рината Ахметова», – резюмирует Паниотто.