Эмиграция из Украины. Почему украинцы покидают страну
Спокойствие и безопасность — главные цели эмиграции из Украины. И для рядового гражданина, и для влиятельного олигарха. К сожалению, подумывают об этом уже и искренние патриоты. К выезду украинцев мотивируют отнюдь не отсутствие любви к родине или политический протест. Почему же они уезжают, почему остаются и почему возвращаются?
Бегство бизнеса побольше
Самые яркие примеры — у всех на виду. Просто мы называем уезжающих не бизнесменами, а олигархами и депутатами, хотя их «кейсы» как раз указывают на причины, подталкивающие к эмиграции даже влиятельных людей. Отсутствие гарантий личной безопасности и неприкосновенности имущества, недоверие к судам и правоохранительным органам, периферия мировой деловой активности… Судя по высказываниям самих представителей элиты, даже на верхнем уровне вместо системы правил действует система договорённостей, которая уверенности в завтрашнем дне не прибавляет.
Наглядный пример уровнем пониже депутатско-олигархического — Денис Олейников, серийный предприниматель. Его фирме по печати рисунков на одежде «предъявляли» незаконное использование символики «Евро-2012», в действительности — распространение скандальных футболок «Спасибо жителям Донбасса». Тогда он «переселил» офисы в Хорватию и Латвию, материально-техническую базу в Украине распродал, а сам осел на Балканах и отказался вернуться даже после смены власти. В 2014 году он называл в качестве препятствий для бизнеса в стране коррупцию, зарегулированность, сложность налогов.
Днепровская IT-компания «908», пережив обыски 2013 года, новой волны решила не дожидаться: в 2015-м центральный офис переехал в Польшу со всеми сотрудниками и вещами. Причина: «ненужность» небольшого бизнеса для государства, управляемого олигархами.
Не откуда-то, а куда-то
Причины переезда не просто «откуда-то», а «куда-то», тоже универсальны и предсказуемы. В Европе, Северной Америке, части Юго-Восточной Азии новое дело можно открыть всего за какой-нибудь час физического присутствия в органах власти или вообще онлайн. При прочих равных (погода, цены, инфраструктура) можно выбрать страну или регион с наиболее подходящим налогообложением — вплоть до нулевой ставки местных налогов, например, или менее 10 % корпоративного налога.
Бизнес-эмиграция может быть и способом поднять уровень жизни: при инвестициях в $50–100 тысяч можно рассчитывать на вид на жительство или даже гражданство в странах Восточной Европы, за 1 млн евро — уже в Испании или Швейцарии. Со всеми полагающимися по статусу привилегиями, включая самый настоящий «безвиз».
А в Испании, например, распространена сдача бизнеса в аренду, в том числе иностранцам. Формы такой аренды Cesion или Traspaso позволяют за сравнительно небольшую сумму на 5–10 лет получить в управление «настроенный» бизнес.
Да и проживание может обойтись дешевле, чем в украинской столице. Консалтинговая компания Mercer, ежегодно оценивающая стоимость жизни в различных городах, в 2016-м поставила Киев на 163-е место. Дешевле обошлась бы жизнь в Будапеште (176-е), чуть дороже — в Оттаве (152-е место).
У айтишников свои причины
DOU, один из крупнейших украинских интернет-ресурсов для IT-специалистов, проводил летом прошлого года соцопрос, посвящённый «релокейту» — переносу офиса в другую страну или переезду самого сотрудника. Мотивацией поделились более 3000 айтишников, уже перебравшихся в другую страну, находящихся в процессе переезда или раздумывающих об этом. Результаты показали: уезжают наши соотечественники не из меркантильных соображений, а от безвыходности или для обеспечения базовых потребностей.
Более 30 % назвали причиной (или возможной причиной) обеспечение безопасности для себя и семьи, более 20 % — отсутствие перспектив в своей стране. Карьерный рост, заработки или поиск «нового и интересного» мотивируют к переезду в меньшей степени. Главными аргументами при выборе вакансии названы страна и перспектива получения вида на жительство, тогда как «стартовая зарплата» — в числе наименее популярных вариантов ответов.
Прогнозируемы и региональные предпочтения: США и Канада, Западная Европа. Наименее привлекательны Восточная Европа и Азия (впрочем, «Азия» — слишком обобщённое понятие, объединяющее совершенно разные Гонконг, Китай, Таиланд и Сингапур).
Важно, что эмигранты значительно преобладали в возрастных категориях «29 лет и больше», тогда как в категориях «до 24 лет» гораздо больше раздумывающих о переезде.
Наши люди
Несмотря на сказанное выше, эмиграция — выбор далеко не для всех украинцев. Согласно свежему исследованию Research & Branding Group 56 % респондентов не готовы покинуть страну и только треть готова на это. Не такой уж большой процент для воюющего, политически расколотого государства!
Кроме среднестатистического украинца, которому вроде бы нечего терять, не готов покинуть свою страну и бизнесмен с «белой» бухгалтерией, хотя к нему в Лондоне у властей будет меньше вопросов, чем в Киеве. Не готовы эмигрировать стартапер и фермер. Да ещё и едут такие же бизнесмены, стартаперы и фермеры из Европы и Америки — в Украину. Первых ещё можно понять; но что движет вторыми?
Причины есть. Мы — государство с растущими рынками, отличное поле для рискованных, но «быстрых» инвестиций. У нас пустуют ниши, которые уже давным-давно заполнены даже в Восточной Европе.
Наши специалисты обходятся работодателям очень дёшево по мировым меркам. За $1000, которые американец тратит в месяц на квартиру, он может содержать в Украине небольшую фирму, даже если та не будет приносить дохода. Природные условия позволяют успешно заниматься аграрным бизнесом, одним из самых важных на глобальных рынках в ближайшие десятилетия. Западные аграрии здесь могут избавиться от бремени квот и своеобразного законодательства ЕС.
И всё это — в паре часов полёта от европейских столиц.
Zavarnik