Антимонопольные органы Евросоюза одобрили слияние химического гиганта Bayer и ведущего мирового производителя ГМО-семян и агрохимии Monsanto. Сделка в $62,5 млрд обеспечит объединённой компании четверть мирового рынка семян и пестицидов. Результатом переформатирования мировой агрохимии станет делёж мирового рынка между новой Большой четвёркой.
Деформация мирового рынка
О слиянии Bayer и Monsanto объявили в сентябре 2016 года. ЕС и Китай оставались ключевыми бастионами, которые могли воспрепятствовать этому, однако весной сделку одобрили и китайские, и европейские регуляторы. Европу Bayer успокоил планами продажи компании BASF своего овощеводческого направления семенного бизнеса. Но сделка пока не получила одобрения США, что неудивительно, учитывая уровень проникновения ГМО-семян и пестицидов в тамошнее сельское хозяйство, лидирующие позиции Monsanto и противодействие конкурентов из DuPont.
Ведущие производители агрохимии и семян стремительно деформируют ландшафт мирового рынка. Большая шестёрка — Bayer, BASF, Dow, Syngenta, DuPont и Monsanto — превращается в большую четвёрку ChemChina-Syngenta, Bayer-Monsanto, DowDuPont и BASF с соответствующим перераспределением акционерных и рыночных долей.
На украинском рынке заметно усилит позиции китайский гигант ChemChina за счёт получения рыночных долей поглощённых компаний. В 2011 году ChemChina приобрела компанию Adama, которая контролировала порядка 7 % украинского рынка. Следующим этапом китайской экспансии стало поглощение Syngenta за $46 млрд, что привело к образованию мощнейшей на сегодня фигуры на мировом рынке — ChemChina-Syngenta. Доля Syngenta в Украине оценивалась в 17 %; теперь она составит 24 %. Bayer покупает Monsanto за $66 млрд; первый держит примерно 18 % украинского рынка агрохимии, ещё 4 % приходится на второго, — совокупно около 22 %.
Слившиеся американские Dow Chemical и DuPont с совокупной капитализацией в $130 млрд имеют рыночную долю в Украине примерно 13 %: 10 % у DuPont, 3 % у Dow Chemical. Рынок средств защиты растений (СРЗ) в Украине в 2017 году оценивали в $820 млн с прогнозом роста на 17–20 % до 2020 года. Расширяться здесь интересно всем.
Оригинальные и не очень
Бизнес-структура мирового производства СРЗ — это слоёный пирог. Его основа — ведущие мировые компании-оригинаторы, разрабатывающие и внедряющие собственные СЗР в комплексе с семенным материалом.
Monsanto, мировой лидер в семенном бизнесе с долей в 26 %, также производит ядохимикаты, Bayer даёт 18 % потребляемых мировым агросектором СЗР и семена своей селекции. Слияния в этом межотраслевом секторе сейчас происходят наиболее активно. А прослойка — постпатентные производители — запускают в производство вещества, патент на которые уже истёк, используя собственные лаборатории для совершенствования продукции. Компании, производящие стандартные массовые продукты, присутствуют на рынке много лет, и их основные производственные мощности сейчас сконцентрированы в Китае.
В Украине примерно на 60 % обрабатываемых ядохимикатами площадей используется продукция международных корпораций, примерно на 40 % — генерики и постпатентная продукция. В Food and Agriculture Organization считают 25 % используемых в Украине СЗР контрафактом. В последний год доля постпатентной и генерической (вероятно, и контрафактной) продукции в продажах украинским аграриям стала заметно расти: она существенно дешевле оригинальной и почти не уступает по качеству, если приобретать у приличных компаний. На фоне сохранения цен на зерновые на мировых рынках и постоянного роста затрат на горючее и налоги наши аграрии стали экономить на брендовых СЗР.
Остановка по требованию
Тектоника в сфере компаний-оригинаторов сопровождалась резкой озабоченностью правительства КНР экологической обстановкой на севере собственной страны. Там были введены дополнительные налоги и новые правила лицензирования, которые практически остановили производство техсырья для инсектицидов и пестицидов. По планам компартии число химзаводов должно быть сокращено; те из них, что не могут обзавестись очистными сооружениями, будут закрыты или проданы: нового «дракона» ChemChina-Syngenta надо чем-то кормить.
В самом Китае цены выросли более чем на треть, украинские поставщики к концу прошлого года подняли цены минимум на 30 %. От этого продукция оригинаторов может вновь оказаться «интересной», и начнётся наступление на оставшихся национальных производителей по всему миру.
Чтобы избежать уничтожения, вероятно, объединится и французский сегмент мирового рынка производителей семян и СЗР, также присутствующий в Украине в составе Euralis Semences, Maisadour Semences и Limagrain. А есть ли в стране собственные «химзащитники растений»? Самый крупный, UKRAVIT, держит 9–10 % внутреннего рынка, но планирует в течение 3 лет увеличить выпуск продукции почти в 3 раза, до 20 тыс. тонн. Компания открыла для себя экспортные рынки Молдовы и Грузии, вводит в строй новые производственные мощности, готовит к открытию биотехнологический агроиндустриальный парк и научно-исследовательский центр в Черкассах.
Определённую поддержку местным игрокам оказывают изменения в Закон Украины «О пестицидах и агрохимикатах» 2015 года. Они обязывают импортёров незарегистрированных в Украине пестицидов документально подтверждать их госрегистрацию в стране происхождения. Чего те зачастую сделать не могут, как не могут и ввезти их для испытаний. Испытательный цикл в Украине длится 2 года, в ЕС — 10 лет. Продукт быстрее испытывается и регистрируется у нас, но чтобы ввезти его на испытания, нужна регистрация за рубежом, которой нет. Понятно, почему лоббисты мировых корпораций пытаются отменить эту поправку.
Но самым благоприятным следствием большого передела стал бы поворот к использованию биологических СЗР и развитие этого сектора, ведь органика — самая дорогостоящая продукция на мировых рынках.
Zavarnik