С момента фактического упразднения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украина полностью утратила контроль над эпидемиологической ситуацией в стране. Да и отечественное законодательство в отношении контроля качества пищевых продуктов зияет пробелами. Очевидно, что необходимость что-то менять назрела и в этой сфере. Чем предлагают заменить неработающую уже два года систему надзора за санитарной безопасностью?
Эпохальный, но рамочный?
Недавно Минздрав опубликовал законопроект, касающийся изменений, в которых нуждается Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Документ подразумевает введение в стране новой надзорной системы.
В числе авторов документа — председатель парламентского Комитета по вопросам здравоохранения народный депутат Ольга Богомолец.
«По моему убеждению, безопасность и качество продуктов для граждан должны быть гарантированы государством. Поэтому вместе с коллегами мы разработали и зарегистрировали комплексный законопроект № 8464, который станет эпохальным и приведёт к коренному изменению ситуации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в Украине», — пишет она.
Критики её детища указывают на его рамочный вид. К примеру, конкретных ответственных за санитарное благополучие украинцев в нём действительно не найти, — указано лишь, что контрольные функции берёт на себя Минздрав с опорой на органы исполнительной власти. А вот принципы реализации этих функций в документе расписаны достаточно детально. Авторы законопроекта (а это 21 депутат от разных фракций) утверждают, что смогли перекрыть все лазейки для коррупции в сфере контроля.
Распределение по степеням риска
В частности предложено ввести так называемый специальный реестр, регистрация в котором даёт предприятию возможность работать.
В случае принятия нового закона предпринимателю достаточно будет заявить о том, что его бизнес соответствует санитарным требованиям. Правда, это касается только безрисковых предприятий: они могут вообще не вносить в реестр данные о своей деятельности. А для тех, у кого уровень санитарного риска средний, есть возможность зарегистрироваться самостоятельно на веб-сайте. Нет возражений от регистратора? Можно работать.
Уточним, что к производителям пищевых продуктов эта радость не имеет отношения, как и к предприятиям первой степени риска, а именно: имеющим свыше 500 сотрудников, детским садам и школам, медицинским клиникам. Такие должны вноситься в специальный реестр с присвоением индивидуальных номеров, иначе разрешения работать они не получат.
В ожидании порядка
Для предприятий с высоким риском деятельности экспертиза, необходимая для внесения в реестр, платная и остаётся вопросом, лежащим на совести самого предприятия. Проводить экспертизу может компания с любой формой собственности (хоть государственная, хоть частная). Результат отправляется в госорганы, после чего в течение 15 дней либо происходит регистрация в специальном реестре, либо приходит отказ в таковой.
Точного порядка сертификации и проведения экспертиз пока нет — он ещё в разработке. За возможные подтасовки выводов экспертизы ответят как заказчик, так и проверяющий.
Для тех, кто получает разрешение на работу по результатам декларирования, плановые проверки фактического соответствия декларации не предусмотрены. Как говорится, до первого «звоночка». Ну а уж если что не так, госорганы имеют право заблокировать работу предприятия. Но! На следующий же день должны подать иск в суд, иначе предприятие сможет спокойно работать дальше. Эксперты видят здесь почву для происков конкурентов. Так ли это, покажет ожидаемый от Кабмина детальный порядок применения санкций.
Между прочим, для нарушителей предусмотрено чувствительное наказание: за выпуск продукции, запрещённой судом или не соответствующей нормам продавцам и производителям грозит штраф в размере 100 % выпущенной или реализованной продукции.
Размышления о гражданской ответственности
А как же потребитель? О его защите тоже позаботились. В законопроекте прописана система обязательного страхования на случай непредвиденных последствий.
В процессе проведения экспертизы компания обязана будет заключить договор страхования гражданской ответственности за вред, который может быть нанесён людям в результате её деятельности. Подробностей и тут нет: над размерами штрафов и компенсаций ещё размышляет Кабмин. Но сомнений почти не вызывает то, что оплата страховки производителя облегчит карман конечного потребителя. Разве захочет бизнес увеличивать свои затраты без удорожания товара?
Критерии же безопасности — собственно санитарные нормы, которым всё должно соответствовать (с учётом международных стандартов и требований), — нуждаются в разработке, для чего предложено создать Национальную комиссию по вопросам медико-санитарной регламентации.
Авторы документа утверждают, что он устранит конфликты интересов в сфере санитарной и эпидемиологической безопасности и ликвидирует дублирование функций различных ведомств. А населению вернёт забытый государственный контроль безопасности жизни и здоровья, эффективно предупреждая вспышки опасных заболеваний и пищевых отравлений некачественной продукцией. Поживём — увидим?
zavarnik.biz