Сталелитейщики североамериканской компании EVRAZ Rocky Mountain Steel заключили уникальное соглашение: они будут получать электричество по фиксированному тарифу в течение 23 лет с гелиостанции мощностью 240 мегаватт, которая будет построена на территории завода. Многообещающий союз стали и солнца может стать выходом для металлургических предприятий в условиях мирового кризиса перепроизводства и начавшихся торговых войн.
Взаимовыгодное решение
Сделка между EVRAZ и американским энергетическим концерном Xcel Energy нацелена на поддержку рентабельности завода в Пуэбло, на котором выпускаются рельсы, бесшовные трубы и катанка. Для энергетиков этот завод — крупный клиент, а потому перенос производства из Штатов был бы крайне негативным сценарием. Компромиссное взаимовыгодное решение даёт использование ВИЭ. Солнечная установка будет обслуживать не только сам завод, но и общую сеть: электроэнергия станет дешевле и для бытовых потребителей.
Но чтобы обеспечить нужную мощность, необходимо 80 тысяч фотомодулей диапазона 300–420 Ватт. Остаётся предполагать, что они уместятся на 650 га, отведённых под энергостанцию. Детали достигнутого соглашения и конструктивные решения не разглашаются.
По тому же пути идёт китайская сталелитейная корпорация WISCORN: на заводе в Ухане солнце значительно потеснило уголь. Причём в обеспечении столь энергоёмких производств, как металлургия, солнечная энергия открывает новые возможности сразу в нескольких направлениях, ведь её можно не только преобразовывать в электрическую, но и использовать напрямую.
Ничто не ново под солнцем
В 60-е годы в СССР в Ташкенте и посёлке Кацивели (Крым) были созданы экспериментальные гелиоустановки для плавки, резки, сварки металла. В них солнечные лучи при помощи гелиостанций фокусировали в мощный пучок, создававший в точке приложения температуру более 3000°С — половину той, которая, как считается, поддерживается на поверхности звезды.
С помощью таких солнечных печей удаётся получить металлы исключительно высокой чистоты, поскольку весь процесс максимально чист: ни продуктов горения, ни электромагнитных полей. Плавить можно в вакууме или газовой среде, исключая какой-то бы то ни было химический контакт веществ. И хотя УССР находилась на острие научно-технического прогресса в этой сфере, до промышленного использования дело так и не дошло.
Сегодня солнечная печь мощностью 1200 кВт работает во Франции по сходному принципу. Для сбора и перенаправления лучей используются 20 840 зеркал.
Наличествующие в Украине запасы сырья и пока ещё живые предприятия позволяют наладить полный цикл производства собственных гелиостанций. Причём производство кремния для солнечных панелей гелиостанций может осуществляться на металлургических предприятиях.
Свой кремний
Кремний — основное сырьё для выпуска солнечных модулей. Запасы кварцитов и кварцевого песка для его получения в Украине оцениваются минимум в 180 млн тонн и находятся практически во всех центральных областях страны. Едва не уничтоженный полностью Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК) выпускал не только алюминий, но и кремний. Две печи для получения кристаллического кремния могут заработать, если предприятию вернут сырьевую базу — кварцитовый карьер в Сумской области.
Мариупольская химико-металлургическая фабрика и Запорожский титано-магниевый комбинат ранее производили кремний высокой очистки, которым может заниматься Запорожский завод полупроводников, обанкротившийся и задействованный в схемах с подложным производством якобы отечественного (на самом деле импортного китайского) гелиоэнергетического оборудования. Ещё одно потенциальное предприятие кластера — «Кремнийполимер», также запорожский и практически добитый собственниками.
Вместе с тем при нынешних ценах на электричество производство на ЗАлК может оказаться нерентабельным. Главным потребителем кремния было киевское предприятие «Квазар». Сегодня несколько компаний занимаются экспортом солнечного кремния, переработанного из отвалов других производств. Но цена на такой продукт за рубежом падает, и экспорт может стать нерентабельным.
По методу Мюнхгаузена
Программа масштабного производства собственных солнечных модулей (в том числе для градообразующих металлургических предприятий) обещает целый ряд положительных следствий. Если, конечно, ЗАлК, который может выпускать кремний, но не может запустить рентабельное производство алюминиевой продукции из-за высокой цены на электричество, «вытащит сам себя из болота». К этому можно относиться скептически, но именно «солнечное» предложение Xcel позволило сохранить металлургический завод в Колорадо, которому угрожало закрытие из-за нерентабельности.
Реализация таких проектов меняет структуру себестоимости продукции, повышая конкурентоспособность предприятия. А в силу масштаба производства такая модернизация меняет местный энергобаланс и влияет на всю региональную экономику. Пример — сделка между EVRAZ и Xcel, которая является основным компонентом энергетического плана штата Колорадо. Добавление 700 МВт солнечной энергии, аккумуляторной станции на 275 МВт и 1100 МВт от ветра к 2026 году с выводом из эксплуатации двух угольных блоков на 660 МВт на угольной электростанции Xcel — наглядный пример для украинских градообразующих металлургических гигантов со своей угольно-энергетической вертикалью. И реальная альтернатива схемам типа «Роттердам+».
Zavarnik