Скандальный законопроект «Об основах государственной языковой политики» во вторник все же был принят в первом чтении. Если документ поддержат и во втором, то сфера употребления русского, а также других языков национальных меньшинств значительно расширится.
Надеемся, читатель простит нам, что мы не станем анализировать положения законопроекта. Дело в том, что во втором чтении законы могут значительно корректироваться, поэтому мы сосредоточились на политической стороне вопроса. Пока ограничимся лишь главным положением: в административно-территориальных единицах, в которых более 10% населения говорит на определенном языке, сфера использования данного языка значительно расширяется, в частности, речь идет об использовании в судебной, избирательной, нотариальной сферах, в работе центральных и местных органов власти.
Политическая плоскость
Две недели назад попытка обсудить законопроект №9073 вылилась в эффектную драку в парламенте. Позавчера, наоборот, во время голосования в здании парламента царили мир и покой.
После того как законопроект был принят в первом чтении, нам удалось пообщаться с одним из авторов законопроекта – народным депутатом Вадимом Колесниченко.
Вадим Васильевич, вы давно занимаетесь проблемой русского языка в Украине. Если закон примут, вы будете выдвигать новые «языковые» инициативы, или же норм данного закона достаточно?
Законопроект обеспечивает имплементацию всех международных обязательств Украины. Но у Партии регионов есть пункт в программе: русский язык как государственный. Поэтому законопроект играет роль промежуточного, он призван стабилизировать ситуацию и повысить внутреннее доверие и толерантность. Люди должны почувствовать свободу, а потом можно выходить на второй этап. Проводить референдум сейчас рано. Политики просто будут кидать людей на баррикады.
Без учета процентов
Также журналист «Жизни» поинтересовался мнением основателя социологической компании «Research & Branding Group» Евгения Копатько.
«Для Украины не есть хорошо, если это усилит протестные настроения, но я полагаю, нужно принять закон, учитывая, что как минимум половина нашей страны хотела бы закрепления статуса русского языка, – сообщил социолог. – А как использует это власть? Если как пиар, то это не самое удачное решение. А если это государственная позиция, компромисс, который никого не ущемляет, тогда да. Это понимание страны, понимание ситуации, это глубокие и знаковые проблемы».
Было бы неправильно не попросить Евгения Эдуардовича прокомментировать заявление Арсения Яценюка о том, что Партия регионов движима электоральной логикой, дескать, соцопрос «R&B Group» показал: принятие такого закона обеспечит данной партии дополнительные 5% поддержки.
Две недели назад попытка обсудить законопроект «Об основах государственной языковой политики» вылилась в эффектную драку в парламенте. Позавчера, наоборот, во время голосования в здании парламента царили мир и покой. Как будет проходить второе чтение – покажет время.
«Такие вопросы не конвертируются в математику, они конвертируются в более серьезные вещи. Если бы мы все в жизни мерили процентами, очень сложно было бы выстраивать жизнь», – заявил Евгений Копатько, назвав заявление оппозиционера «интерпретацией результатов».
Следующая попытка преодоления языкового барьера будет сделана, по всей видимости, уже в июле. Но, как и любой другой барьер, он рано или поздно будет преодолен.
Донецк не остался в стороне
Во время рассмотрения вопроса о языке возле Верховной Рады собралось около девяти тысяч человек, причем как сторонников законопроекта, так и противников. Не обошлось без столкновений с «Беркутом», хотя в целом накал страстей был далек от пика.
В Донецке также имел место митинг, направленный против законопроекта «Об основах государственной языковой политики», на него собралось не более 40 человек, призывавших депутатов Верховной Рады Украины «заняться делом, а не языком».
Участники акции разыграли перед журналистами тематическую сценку, после которой составили официальное обращение к президенту Украины и агитировали присутствующих поставить на нем подписи.
Корреспонденту «Жизни» удалось побеседовать с митингующими, которые заявляли, что не представляют какие-либо политические партии или общественные организации.
И хотя корреспондент «Жизни» действительно не заметил у митингующих какой-либо партийной символики, однако узнал среди митингующих представителей разных политических сил. Кроме того, рассмотрел в их рядах и другие знакомые лица. Следует отметить, что за последний год это далеко не первый перформанс, устроенный якобы по инициативе донецкой общественности. Вспомнить хотя бы выступление против министра образования и науки Дмитрия Табачника, прошедшее под стенами Донецкой областной государственной администрации 1 сентября 2011 года. Время идет, а «люди, которым не все равно», те же. Только в прошлый раз они представлялись студентами местных вузов, а в этот, судя по всему, – хотели выглядеть борцами за язык.
Иван БУХТИЯРОВ
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ