Как гласит закон Мёрфи, всякое решение плодит новые проблемы. Попытки вывести украинскую экономику из тени принудительным путём не нанесли бы предпринимательской среде существенного урона, — если бы попутно не обнажились проблемы фискального характера, которые могут поставить на грань выживания значительную часть субъектов бизнеса в Украине. В каком направлении экономисты видят выход из создавшейся ситуации?
Под давлением всё ухудшается
По данным Госстата, в малом и среднем бизнесе (МСБ) заняты около 80 % трудоспособных украинцев. В последнее время доходы многих предприятий этого сегмента существенно снизились, и эта тенденция продолжается. Одной из главных причин стало падение покупательской способности граждан: они стали меньше получать и соответственно тратить — на питание, одежду, развлечения и другие насущные нужды.
Фактически МСБ выживают сегодня за счёт собственных ресурсов, не имея реальной государственной поддержки в виде специальных программ, недорогих кредитов и каких-либо других преференций. Чтобы сохранить клиента, многие пытаются менять направления деятельности, минимизировать издержки или подстраиваться под фискальные требования. Но есть и такие субъекты, которые, не выдержав давления, предпочли свернуть бизнес.
Ещё одним фактором, влияющим на доходность МСБ, стало, как ни странно, распространение безналичных расчётов при помощи банковских карт: при такой форме оплаты у предприятия появляются дополнительные расходы на эквайринг (обычно от 1,4 до 2,5 % от оборота). Минимизировать эти издержки просто невозможно, поскольку они, как и любая услуга и товар, имеют свою себестоимость, зависящую прежде всего от конъюнктуры рынка.
Рост электронных расчётов так или иначе ведёт и к росту сумм по НДС-операциям. В себестоимости продукции по многим направлениям бизнеса (например, аграрно-промышленном, пищевом, общепите), так называемый входящий НДС, который формируется в процессе закупок, может составлять до 60 %. Это приводит к существенной фискальной нагрузке и, как следствие, толкает предпринимателей искать (или изобретать) пути оптимизации.
Европейские принципы
В среде экспертов-экономистов бытует мнение, что государству давно пора пересмотреть фискальную политику в отношении как бизнеса, так и граждан. Реалии требуют иного подхода к вопросу налогообложения: введения дифференцированной ставки по НДС и прогрессивной по НДФЛ по известному принципу «богатые платят больше» как элементу фискальной справедливости.
Отметим, что в отношении НДС в Евросоюзе утвердилась именно дифференцированная ставка. Директива 2006/112/ЕС разрешает применение сниженных ставок НДС для значительной группы товаров и услуг: это неподакцизные продукты, лекарства, печатная продукция, медицинские услуги, перевозки, общепит…
В рамках Стратегии реформирования налоговой системы Украина ещё десять лет назад начала разрабатывать соответствующие нормативно-правовые акты, которые адаптировали бы положения указанной директивы к нашим реалиям, однако дальше разговоров дело не пошло. Правда, физическим лицам повезло больше: по парламентским коридорам уже гуляет законопроект о введении прогрессивной шкалы по НДФЛ. Он предусматривает максимальную ставку 48 %, причём платить её будут те, у кого доход превысит 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (НМДГ). Зато минимальная ставка будет составлять всего 5 %, и её плательщиками станут те, чьи доходы не превысят трёх НМДГ. Данный законопроект предлагает ввести прогрессивное налогообложение для всех видов доходов физических лиц, причём ставка будет зависеть от размера дохода, а не от источника.
Забота о точках роста
Экономисты предполагают, что переход к дифференцированным ставкам налога добавит оптимизма и малому предпринимательству, и населению, будет способствовать увеличению доходов МСБ и покупательной способности граждан. А повышение прибыльности бизнеса в свою очередь даст возможность нарастить оборотные средства под последующие инвестиции. Немаловажным последствием предложенной налоговой дифференциации будет также уравнивание условий работы для плательщиков и неплательщиков НДС.
Естественно, на первых порах нам не избежать сложностей с выполнением плана госбюджета. Однако сторонники реформы уверяют, что правительство сможет компенсировать эти сложности, временно уменьшив суммы возврата экспортёрам. К тому же следует ожидать снижения потерь для государственной казны от теневиков, «уклонистов» и «минимизаторов».
Безусловно, небеспочвенны и опасения противников такого разделения касательно сложности администрирования НДС и НДФЛ «по-новому», но это скорее вопрос времени на «привыкание» и организацию работы. У наших европейских партнёров накопился достаточный опыт дифференцированного подхода к налогообложению, который стоило бы перенять. А этот опыт показывает, что если государство заботится о своём развитии не на словах, а на деле, оно прежде всего старается поддержать малый и средний бизнес, не подавлять эти точки роста экономики и смягчить свой прессинг, в том числе и фискальный.
Zavarnik