Нещадно бороться с коррупцией обещал каждый украинский президент. Кое-кто даже шел на выборы под лозунгами «бандитам – тюрьмы!». И каждый президент, в итоге, очень сильно разочаровывал своих избирателей, поскольку не только не торопился выполнять свои обещания, но и напротив, разводил еще большую коррупцию. Не всегда специально, но всегда понимая, к чему приводит политика «дружить со всеми и дать каждому заработать»…
Ожидания и обещания
Поэтому если Зеленский тоже не оправдает ожиданий украинцев, то он будет далеко не первым – и вряд ли последним. Но прежде, чем предъявлять ему претензии, давайте вспомним, что пункт «победа над коррупцией» (именно так это и звучало) был вовсе не главным в его избирательной программе. Вначале он делал ставку на «диджитализацию», на «страну в смартфоне», пытаясь удивить избирателей новыми технологиями. А потом появились рейтинги главных ожиданий и пожеланий украинцев, где первые три места заняли: мирное завершение конфликта на Донбассе, массовые посадки коррупционеров и снижение коммунальных тарифов.
Все три вопроса отражали три главные проблемы, созданные предыдущей властью. И народ не просто хотел разрешения этих проблем, он жаждал возмездия, причем оптом – но в первую очередь головы Порошенко, его окружения и высокопоставленных лиц старого режима, доведшего страну до ручки. Вообще, подспудное желание отправить всю правящую элиту «на плаху» возникло у украинцев еще в 90-е, и было впервые выражено на референдуме 2000-го года (вопросы о снятии депутатской неприкосновенности и сокращении парламента). Но именно на нынешних выборах всё накопившееся выплеснулось в требованиях массовых, тотальных посадках всех коррупционеров.
Во многом это было спровоцировано сюжетом сериала «Слуга народа», где Василий Голобородько именно так и поступил. А этот сериал, в свою очередь, был основой избирательной компании Зеленского. Его потому и выбрали, поверив, что он «будет как Голобородько». Ну да, ошиблись, бывает!
И вот как-то незаметно это народное пожелание массовых посадок коррупционеров трансформировалось уже в ожидание, а потом и в требование. И теперь мы искренне возмущаемся, почему же Зеленский за полгода никого так и не посадил, мы бурчим, что и этот президент нас обманул. А ведь он ничего такого не обещал – как и снижения тарифов (их обещали снизить только Бойко и Тимошенко).
Нужно ли сажать всех?
Как известно, когда народ доводят до отчаяния и озлобления, ему свойственно всё обобщать, преувеличивать и радикализировать. Поэтому и сейчас его желание именно массовых посадок коррупционеров, начиная с верхушки прежней власти, воспринимаются некоторыми как необдуманное проявление эмоций. Мол, давайте не спешить, будем постепенно реформировать правоохранительную систему, затем разбираться по одному с каждым подозреваемым, строго по закону, с адвокатами и т.п. В общем, отложим этот вопрос еще на пять лет!
Их основными аргументами являются утверждения, что проводить в стране массовые аресты и заводить сотни тысяч уголовных дел, готовя столько же мест в СИЗО и тюрьмах, не только неправильно и «неэтично», но и просто технически неосуществимо. Что нужно ограничиться только самыми резонными делами, что нужно действовать по принципу «можно посадить одного и напугать тысячу». Причем, так говорят даже не «порохоботы», нет (те вообще отрицают всякую вину коррупционеров), а «слуги народа». По сути, мягко давая понять, что масштабной и беспощадной борьбы с коррупцией не будет.
Однако тогда им придется признать, что и «победы над коррупцией» тоже не будет, а это уже означает, что один из пунктов официальной избирательной программы Зеленского не будет выполнен. И тут уже не скажешь «а я такого не обещал»!
Почему? Потому что коррупция в Украине это не отдельные проявления, это система, давно укоренившаяся во всем государственном механизме – от президентской администрации и правительства до городских советов и коммунальных служб. Причем, в этой системе срослись не только власть, бизнес и теневые структуры (а иногда и криминал), но и правоохранительные органы. Ведь если бы правоохранительные органы Украины работали честно, то и коррупция не разрослась бы до масштабов всепоглощающей системы.
Эти масштабы таковы, что посадка одного, даже высокопоставленного коррупционера, не напугает тысячу остальных, не заставит их жить честно, не засовывая пальцы в чужой карман и в государственный бюджет. Просто они станут чуть-чуть осторожнее, создадут еще более замысловатые схемы, или же заведут более влиятельные связи, предложат более крупные или привлекательные взятки. А потом договорятся с новой властью, или же вынудят её отказаться от своих намерений.
Коррупция – она многолика и разнообразна. Это и депутат-олигарх, «пилящий» бюджет, и местный чиновник, пилящий лес, и генерал, участвующий в схемах поставок топлива для ВСУ или Нацгвардии, и «крышующий» контрабанду губернатор. И они делают своё дело, не сильно то и прячась! Любой из них, будучи пойманным на горячем, будет отрицать свою вину, путать следствие и затягивать суды. Многие имеют влиятельных покровителей (и подельников) во власти. А некоторые из них имеют реальную возможность огрызаться и даже давить на власть, вынуждая её отступить.
Такая система подобна древнегреческой фаланге или испанской терции – бесполезно наносить ей «точечные удары» копьями одиноких всадников. Разгромить её можно только масштабным ударом, сминающим и сметающим. Можно назвать это антикоррупционной революцией или антикоррупционным «зеленым террором», название не важно, главное сама суть. То есть именно теми самыми массовыми посадками, которых ожидает народ. И мы приходим к выводу, что это вовсе не какие-то там эмоции, а настоящая народная мудрость.
А как же Дубневич?
Если вы ещё сомневаетесь в этом, то можете «загуглить» об историческом опыте (отечественном и европейском) масштабных компаний по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. И убедиться, что такое возможно – нужна лишь политическая воля власти и поддержка народом её начинания. У нас с избытком есть второе, но, к сожалению, совершенно нет первого.
Когда у политиков есть воля, они творят невозможное, не считаясь с личным риском. А риск тут немалый, потому что сопротивляющаяся система украинской коррупции способна на многое, и не только на третий Майдан. Однако Зеленский – это не Джон Сноу, он не станет ни погибать за свой народ, ни жертвовать ради него личным счастьем. Ему хорошо в окружении друзей, он любит отдыхать на море и встречаться с известными людьми, ему интересно играться в президента, и он не будет портить себе свою удавшуюся жизнь, вступая в жесткую конфронтацию. Ни с Западом, ни с Россией, ни с «Европейской солидарностью» и «патриотами», ни со своим окружением, и уж конечно не с коррупционной системой. А если не будет сам президент, то и члены его команды тем более. Им-то оно надо? Получили должности – и ладно!
Именно поэтому отмена депутатской неприкосновенности состоится только в 2020 году, да и то будет бессмысленной без конкретных уголовных дел. Именно поэтому только сейчас восстановлен закон о незаконном обогащении – и за это время сняты обвинения со всех фигурантов соответствующих уголовных дел. Именно поэтому до сих пор из всей скандальной «семьи» Порошенко был арестован только Свинарчук (а Кононенко и Грановский уже уехали), да и тому предъявили лишь туманное «злоупотребление служебным положением».
Кстати, до сих пор так и не разработан механизм привлечения к уголовной ответственности за «тендерные преступления» - основной механизм наживы коррупционеров. Ведь что толку предъявлять им злоупотребление положением или неуплату налогов, если они «натендерили» миллиарды?!
А как же Дубневич? – возразите вы. Действительно, 31 октября Верховная Рада «досрочно» сняла неприкосновенность с нардепа Ярослава Дубневича, которому предъявлено серьезное обвинение именно по тендерам на «Укрзализныци», в завладении 93 миллионами гривен по схемам завышения стоимости. И не только сняла неприкосновенность, но и дала согласие на его арест. Бедный Дубневич, не ожидавший тут же сник и забормотал журналистам, что это «политическая расправа».
Казалось бы, вот оно – начало большой чистки! И это было бы очень здорово, в это хотелось бы верить, однако сомнения берут верх. Потому что эти сомнения основаны на фактах, а случай с Дубневичем, как и со Свинарчуком, пока что не выглядит началом большой чистки. Ведь разве прежние президенты не сажали за решетку пару-тройку высокопоставленных коррупционеров? При Ющенко в СИЗО попал Колесников, при Януковиче срок получили Тимошенко и Луценко, при Порошенко в камеру на носилках внесли Насирова – ну а при Зеленском пока что лишь арестовали Свинарчука и Дубневича. Негусто даже для «точечной» борьбы с коррупции!
Кроме того, стоит обратить внимание вот на что: если за снятие с Дубневича неприкосновенности проголосовало 332 народных депутата, то за арест лишь 229. При этом, если бы свои 19 голосов не дала фракция «Голоса», то голосование за его арест провалилось – потому что немалая часть «слуг народа» арест Дубневича не поддержала! «Европейская солидарность» и ОПЗЖ, кстати, не дали ни одного голоса – но ведь от соратников Рабиновича участия в борьбе с коррупцией и не ждут, а команду Порошенко и вовсе считают оплотом коррупции, так что к ним и вопросов нет.
То есть вот вам пример того, что даже пропрезидентская фракция монобольшинства не едина в этом вопросе! Чего же тогда ждать от назначенцев Зеленского, которые хоть и получили руководящие должности, но фактически работают в окружении коррупционеров, способных сожрать своих начальников с потрохами? И чего ждать от самого президента, не способного организовать свою собственную команду? Так что, видимо, победа над коррупцией в Украине состоится сразу после снижения тарифов – то есть никогда.
from-ua.com