В минувшую пятницу в Одессе открылся международный кинофестиваль (ОМКФ), за три года существования превратившийся в одно из самых громких событий украинской киножизни.
Открывая ОМКФ со сцены Одесской оперы, президент фестиваля Виктория Тигипко, похвалившись тем, что он "стал самым крупным зрительским фестивалем в Украине и третьим в Восточной Европе", от избытка чувств назвала его "третьим, юбилейным". Оговорка, впрочем, знаменательная. У нас зачастую даже хорошо придуманные и куда более скромные по масштабам фестивали выдыхаются уже на второй год. Провести третий форум — театральный ли, музыкальный, кинематографический — оказывается для организаторов непосильной задачей, поскольку исчерпываются и связи, и спонсорские средства, и идеи. ОМКФ гибель пока явно не грозит. Деньги, равно как и неоценимые в наших условиях административные ресурсы, исправно находятся; связи с западными фестивалями, дистрибуторами и режиссерами у фестивальной команды обширны и надежны; да и с идеями дело обстоит, в общем, неплохо.
Заявив поначалу о себе как о фестивале комедий, Одесский международный кинофестиваль методично дрейфует, образно говоря, в направлении печали. По словам организаторов, в фильмах его нынешней конкурсной программы затрагиваются "проблемы, наиболее волнующие современное общество: власть средств массовой информации, критика общества потребления, вопросы нетерпимости и толерантности". Эти же темы доминируют и во внеконкурсных и специальных показах. Иначе, по правде говоря, и быть не может: на ОМКФ стараются собрать сливки — работы выдающихся мастеров, фильмы-лауреаты престижных киносмотров, где смех обычно прорывается сквозь слезы: честным художникам, перефразируя выражение Владимира Винниченко, тяжело читать современную историю без брома. Все это идеологи ОМКФ теперь называют арт-мейнстримом, и такой странный термин, вероятно, обозначает попросту хорошее, умное, человечное кино, мужественно сопротивляющееся засилью высокобюджетных комиксов на экране.
При этом ОМКФ, конечно, хочет нравиться не только самому себе и массово съезжающимся в Одессу киноманам, но и менее требовательным зрителям, в том числе представляющим пресловутый административный ресурс. Кажется, именно им, а также специфической категории публики, которую у нас принято именовать бомондом, в первую очередь адресована церемония открытия. Дамы устраивают в фойе, коридорах, партере и ложах Оперного театра парад роскошных туалетов и драгоценностей, солидные господа неукоснительно стараются следовать дресс-коду, в 30-градусную жару щеголяя в смокингах. Проникают, впрочем, в зал и несознательные граждане обычно из артистической среды, в рубашках с короткими рукавами и даже в футболках. Впрочем, косо на них смотрят разве что секьюрити.
Под вкус местной публики в этом году были подобраны, вероятно, и ведущие церемонии — лицо телеканала "Украина" Алексей Суханов и московская актриса Нонна Гришаева, весь вечер навязчиво подчеркивавшая свое одесское происхождение. Эта пара пыталась шутить "по-одесски", на что зал, к его чести, реагировал более чем сдержанно. В связи с этим бывшая одесситка вынуждена была несколько раз повторить один и тот же экспромт: "Друзья, не скупитесь на аплодисменты — они улучшают кровообращение". Юмористически прозвучало и напутствие министра культуры Михаила Кулиняка: "Если фестиваль будет развиваться такими темпами, то придется достраивать красную дорожку". Если говорить об этом традиционном фестивальном ритуале, то организаторы, в общем, могут быть довольны: по красной дорожке в этот вечер продефилировали не только вице-премьер Сергей Тигипко, глава Одесской облгосадминистрации Эдуард Матвийчук, мэр Одессы Алексей Костусев и прочие официальные лица, но и почетные гости фестиваля, в частности, британский режиссер Питер Гринуэй и легенда европейского кино итальянка Клаудия Кардинале. Появление звездных персон вызвало в зале немалый ажиотаж. Статный голливудский красавец Майкл Мэдсен ("Убить Билла", "Город грехов"), наверное, чувствовал себя статуей: к нему на колено перед началом церемонии успели присесть десятка полтора девушек, которых снимали на мобильные телефоны их кавалеры. А присутствие в партере дочери великого Чарли Чаплина Джеральдины спровоцировало один из самых трогательных моментов вечера — обращенные к актрисе проникновенные слова писателя Михаила Жванецкого.
В качестве фильма-открытия гостям показали "Реальность" Маттео Гарроне, получившую гран-при жюри на последнем фестивале в Каннах. В этой трагикомедии речь идет о свихнувшемся мелком торговце рыбой, который, по сути, пускает свою жизнь под откос из-за маниакального желания стать участником телевизионного реалити-шоу. Лента эта, безусловно, не лучшая в фильмографии итальянского режиссера, собиравшегося, вероятно, снимать сатиру, но капитулировавшего перед обаянием своего главного героя и его исполнителя Аньелло Арена. Он, к слову, непрофессиональный актер, и ему скорее всего не суждена дальнейшая карьера — Арена приговорен к пожизненному заключению, а в кино попал после того, как Маттео Гарроне увидел его в самодеятельной постановке любительского театра в неаполитанской тюрьме. Для значительной части светской публики эта поучительная картина, впрочем, оказалась тяжела — скоро гости стали перемещаться из зала в тенистый дворик Пале-Рояль, где были накрыты фуршетные столы, а также щедро подавались коньяк и шампанское. Фуршет заметно поднял настроение гостям церемонии, и ближе к ночи под зажигательные песни с балканским привкусом британской группы Oi Va Voi многие из них принялись танцевать. Отплясывала даже 74-летняя Клаудия Кардинале, получившая на церемонии открытия фестиваля "Золотого Дюка" за вклад в искусство.
kommersant.ua