Угольная отрасль – одна из немногих, где основной процесс производства сопряжен с опасностью. Поэтому те, кто выбирает шахтерское ремесло делом своей жизни, совершают ежедневный подвиг, спускаясь под землю. Подземные взрывы, выбросы, обвалы, к сожалению, продолжают уносить жизни горняков.
Потеряв кормильца, семья сталкивается с массой проблем. Кроме моральных страданий возникает и ряд материальных трудностей. Поддержка и помощь – вот что нужно в такие непростые моменты. О том, как сегодня живут те, кто потерял близких людей на шахте, журналистам газеты «Жизнь» рассказала председатель Донецкой областной общественной организации «Ассоциация семей погибших шахтеров» Людмила Полякова.
Людмила Ивановна, расскажите о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться?
Конечно, есть немало вопросов, касающихся обеспечения надлежащей социальной защиты семей погибших шахтеров и пострадавших на производстве. Всех проблем не счесть. Если бы их не было, то и организация наша не понадобилась бы. Не от хорошей жизни вдовам погибших горняков пришлось сплотиться вокруг общей беды. И если в Донецке вопросы еще как-то решаются за счет того, что помогают местные власти, то в других городах положение иногда складывается очень сложное. Поэтому и обращаются к нам люди. Мы внимательно вникаем в суть проблемы и стараемся помочь каждому, кто обратился к нам. К сожалению, мы не всесильны и порой добиться решения вопроса не получается.
«В планах – создание своеобразной книги памяти погибших шахтеров Донецкой области. Хотим увековечить имена тех, кто отдал свою жизнь за уголь».
Какие трудности шахтерских вдов можно было бы решить на законодательном уровне?
К примеру, проблема лечения. Верховная Рада приняла закон о социальном страховании от несчастных случаев на производстве, а в нем есть статья 21, в которой перечислено то, что положено в плане лечения пострадавшим от производственных аварий. А еще в этой статье есть последний абзац, из него следует, что все перечисленные в статье льготы применимы и к семьям погибших на производстве. То есть они имеют право прежде всего на оплату лечения, на получение бесплатных санаторно-курортных путевок. Так вот, это положение законодательства упорно игнорируется Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Если человек пострадал в результате аварии и остался жив, его лечат, а семьям погибших за все время существования Фонда, а создан он был 1 апреля 2001 года, не было выделено ни копейки. Мы несколько лет предлагаем внести изменения и дополнения в уже существующий закон, которые более четко определяют права семей погибших на производстве на получение льгот.
«Нельзя сказать, что о проблемах семей погибших шахтеров и вовсе забыли. Настойчивость все же приносит свои плоды», – говорит председатель Донецкой областной общественной организации «Ассоциация семей погибших шахтеров» Людмила Полякова.
Есть ли примеры, когда вы были услышаны чиновниками и необходимые поправки в законы внесли?
Нельзя сказать, что о проблемах семей погибших шахтеров и вовсе забыли. Настойчивость все же приносит свои плоды. В нынешнем году Верховная Рада Украины приняла изменения в статью 5 Закона Украины “О повышении престижности шахтерского труда”. Законом предусмотрено, что лица, родители которых являются шахтерами и имеют стаж подземной работы не менее 15 лет, или которые погибли в результате несчастного случая на производстве либо стали инвалидами I или II группы, зачисляются вне конкурса на протяжении трех лет после получения общего среднего образования. Такие изменения действительно были очень необходимы. Но это только один из аспектов, нерешенных вопросов и здесь хватает. Дети погибших шахтеров учатся бесплатно лишь 4 года, до того как получают диплом бакалавра. А чтобы получить диплом специалиста или магистра, им приходится платить. Мы стараемся помочь решить и этот вопрос, обращаемся к руководителям вузов, они в свою очередь просят Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины выделить дополнительное бюджетное место для таких студентов. Благо чиновники из министерства всегда удовлетворяют подобные просьбы.
Совершенствование законодательства, как показывает практика, – длительный процесс, а проблемы надо решать уже сегодня. С какими просьбами к вам еще обращаются вдовы?
Среди таких вопросов и оздоровление детей погибших шахтеров. Стараемся решать. Обращаемся во властные структуры. Впрочем, в Донецке с этим нет проблем, городские власти приобретают путевки для таких детей, а вот на периферии все намного сложнее. К сожалению, угольные предприятия подобным вопросом стараются не заниматься. И далеко не всегда удается пробить стену непонимания. Помимо социальных стараемся решать и другие проблемы. Ведутся работы над созданием реестра семей погибших шахтеров. В планах и создание своеобразной книги памяти погибших шахтеров Донецкой области. Хотим увековечить имена тех, кто отдал свою жизнь за уголь. Выступили также с инициативой о том, чтобы в Украине был учрежден день памяти погибших на производстве.
Дарья КИРДОДА