Большая война в Восточной Европе всё ближе?
Как НАТО прощупывает "красные линии" России, и чем это чревато.
"НАТО не было и не будет стороной конфликта в Украине, альянс не направляет в страну своих солдат или самолёты", - заявил в опубликованном накануне немецким изданием Die Welt интервью генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
Эти слова были сказаны буквально через несколько дней после того, как руководство Нидерландов заявило, что рассматривает возможность отправки в Украину истребителей F-16, которые снимают с вооружения. Посол Вашингтона при ОБСЕ Майкл Карпентер сказал, что ожидает широкую поддержку в США решения о вероятной передаче Киеву боевых самолётов.
Окончательно принято решение и о передаче Украине европейскими странами танков немецкого производства Leopard. Если всего пару дней назад министр обороны ФРГ Борис Писториус заявлял о том, что решение по вооружению ещё не принято, и есть серьёзные аргументы против него, то уже 25 января немецкие власти официально заявили о намерении поставить Киеву 14 танков и разрешили реэкспорт этой техники другим странам.
О предоставлении Украине 31 танка Abrams накануне вечером объявил и президент США Байден.
Все эти новости говорят об одном: Соединённые Штаты и их союзники по НАТО усиленно прощупывают "красные линии" Москвы в украинском конфликте. Если в марте 2022 года на Западе всерьёз шли дискуссии о том, не вызовет ли передача Киеву нескольких натовских гаубиц войну России с Североатлантическим альянсом, то теперь его члены готовы передавать Украине десятки танков, а вскоре наверняка начнут поставлять и самолёты. Причиной столь бурной активности является довольно сдержанная реакция российской стороны на пересечение Западом её "красных линий".
[banner_lucky_v_news]
{banner_lucky_v_news}
[/banner_lucky_v_news]
Если так пойдёт и дальше, ситуация вполне может дойти до передачи Киеву баллистических ракет с дальностью 300-500 км.
И здесь возникает два вопроса:
1. Почему Москва так вяло реагирует на всё большее вовлечение НАТО в конфликт?
2. Что будет, когда Запад всё же пересечёт настоящую, а не фиктивную "красную линию" России?
Ответ на первый из них представляется довольно очевидным. Пока Запад будет поставлять Украине гаубицы, танки или даже самолёты в количестве от нескольких десятков до двух сотен штук, они не способны будут изменить стратегическую обстановку на поле боя. Для примера: общее количество танков натовского образца, о готовности передать которые сейчас ходят слухи и "инсайды" в СМИ, составляет от 150 до 200 штук, в перспективе они появятся на поле боя через несколько месяцев-год.
В то же время только один непрофильный (перепрофилированный из гражданского предприятия) завод в Забайкалье в РФ в месяц, судя по открытой информации, вводит в строй около 150 танков, снятых с хранения. Таких заводов в России насчитывается не менее трёх, а помимо них есть ещё два профильных завода (включая знаменитый Уралвагонзавод), темпы производства и введения в строй техники на которых сейчас гораздо выше.
Именно поэтому в Москве полагают, что поставки западной техники в Украину могут лишь затянуть войну, но не способны обеспечить стратегический перелом в пользу Киева. Об этом же на днях неожиданно заявил Владимир Зеленский, что "несколько десятков западных танков демонстрируют поддержку союзников и поднимают боевой дух, но не способны качественно повлиять на ход войны, так как у России тысяча танков". В этой связи российское руководство не считает поставки в Украину западной техники по-настоящему "красной линией" для себя и всякий раз в подобных случаях отделывается лишь заявлениями о том, что "эта техника станет законной целью для российских военных".
С ответом на второй вопрос дела обстоят несколько сложнее. Говоря о том, что является для Москвы настоящей "красной линией", стоит вспомнить реакцию российских властей на сообщения западной прессы о возможности поставки Украине баллистических ракет с дальностью до 300 км. Они начали массово появляться в июле, но резко затихли после того, как в РФ на самом высоком уровне заявили, что подобные действия означали бы прямое вовлечение стран НАТО в войну и спровоцировали бы ответ с российской стороны. Ни в отношении гаубиц, ни в отношении танков, ни в отношении самолётов в Москве не заявляли ничего подобного.
Если предположить, что США всё же поставят Киеву указанные ракеты, а последний применит их для нанесения ударов по российским городам, не исключён сценарий прямой военной эскалации России с НАТО с применением обычных (не ядерных) вооружений. Например, российская сторона может нанести ракетные удары по местам складирования вооружений для Украины на территории Польши и других стран Восточной Европы.
Мнение о том, что такие действия непременно повлекут за собой обмен ядерными ударами, ошибочно. В 2020 году Иран нанёс ракетный удар по американским военным базам в Ираке в ответ на убийство американской стороной генерала Касема Сулеймани. Никакой реакции с американской стороны, кроме "глубокой озабоченности", не последовало.
А вот эскалация (или, попросту говоря, война) по всему периметру границ России и Беларуси со странами НАТО в такой ситуации становится вполне реалистичным сценарием. Если же Москва совместит "удар возмездия" с приведением своих стратегических ядерных сил в полную боевую готовность и прямой угрозой применить их в случае активации 5 статьи устава НАТО о коллективной обороне, ситуацию вполне могут "замять", хотя мир и окажется на грани ядерной войны.
В общем, "прощупывание красных линий" - это игра, в которую можно играть вдвоём. И если Россия к ней подключится, угрозы большой войны в Восточной Европе между РФ и НАТО или даже глобального ядерного апокалипсиса, станут вполне реалистичными.
Источник: Первый аналитический. КTime