НАТО наращивает контингент в Восточной Европе. Насколько он увеличится?
Сегодня утром, в преддверии основных встреч второго дня "формата Рамштайн", генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил о том, что обсуждаться будет не только помощь Украине, но и расширение военного присутствия альянса в Восточной Европе. В частности, по его словам, рассматривается вопрос о размещении дополнительных 40 тысяч военных и удвоении количества боевых групп с четырёх до восьми.
Учитывая складывающуюся в регионе военно-политическую обстановку, которая заключается в конфронтации стран НАТО с одной стороны и России с Беларусью с другой, решение о расширении контингента альянса можно считать принятым. И здесь возникает вопрос о том, какова численность войск Североатлантического альянса в Восточной Европе сейчас и насколько усилит её прланируемое увеличение контингента.
По состоянию на март 2022 года, в странах-членах НАТО, граничащих с постсоветскими государствами на территориях, протянувшихся от Балтийского до Чёрного моря, было размещено около 40 тысяч военнослужащих альянса, помимо регулярных армий указанных стран. В конце июня Йенс Столтенберг заявил, что альянс, в рамках усиления боевых групп в Европе, увеличит число войск в состоянии повышенной готовности в 7,5 раза — с 40 до 300 тыс военнослужащих. Однако здесь речь идёт не о Восточной Европе, а о Европе в целом.
Кроме того, по словам Столтенберга, развёртывание передовых групп НАТО на востоке с батальонного до бригадного уровня "будет проходить поэтапно и в соответствии с нуждами каждой конкретной страны, где расположены эти соединения". Примерно в тот же период было принято решение о развёртывании боевых групп альянса в Восточной Европе с батальонного (300 - 1000 человек) до бригадного (около 3000 человек) уровня.
Тем не менее, о масштабном наращивании личного состава контингентов НАТО в Восточной Европе с тех пор не сообщалось, хотя подготовка к нему шла. Начиная с октября 2022 года в портах Западной Европы активно разгружалась американская военная техника, направляемая на восток для снаряжения новых частей повышенной боевой готовности. Но личный состав этих частей (основная его масса), похоже, прибудет в регион именно после решений, которые анонсировал Столтенберг на текущей неделе.
Таким образом, после анонсированного наращивания на 40 тысяч человек, суммарная численность сил быстрого реагирования НАТО в Восточной Европе будет составлять примерно 80 - 100 тысяч человек. Учитывая то, что в войне в Украине Россия, в настоящий момент, задействует группировку в 300 тысяч человек и держит в резерве как минимум ещё 200 тысяч (это только потенциальные боевые подразделения, не считая сил обеспечения), такая численность войск НАТО в Восточной Европе, на первый взгляд, не указывает на подготовку к "большой войне" альянса с РФ.
[banner_lucky_v_news]
{banner_lucky_v_news}
[/banner_lucky_v_news]
Впрочем, помимо сил быстрого реагирования, в регионе есть ещё армии национальных государств-членов НАТО. Самая многочисленная из них - польская. По состоянию на 2022 год она насчитывала 125 тысчяч человек. В конце года власти Польши объявили о намерении призвать в 2023 году на военные сборы и переподготовку до 250 тысяч резервистов. Но не стоит думать, что все они, или даже большая их часть, останутся в войсках. Призыв резервистов является реакцией Варшавы на обострение военно-политической обстановки в регионе после начала войны в Украине и станет, скорее, смотром резервов и проверкой их боеготовности, чем реальным наращиванием армии.
Румынские вооружённые силы - вторая по численности армия НАТО в регионе. Они насчитывают 71,5 тысяч человек. Суммарная численность армий Эстонии, Латвии и Литвы не превышает 60 тысяч человек. Ещё 6,2 тысячи человек служат в вооружённых силах Словакии. Венгрию с её 34 тыс армией в данном контексте рассматривать вряд ли стоит, так как, исходя из политики правительства Виктора Орбана, ввязываться в прямой вооружённый конфликт против РФ она точно не собирается.
Итого, получаем 262 тысячи человек национальных армий НАТО в добавок к прогнозируемым 80 - 100 тысяч человек сил быстрого реагирования альянса в Восточной Европе, которых они достигнут в этом году. Но, при расчёте того, какое количество войск армии стран Восточной Европы могут выделить для реального вооружённого противостояния, следует учитывать, что в армиях стран НАТО пропорция "активного персонала" (людей, непосредственно ведущих боевые действия) и подразделений обеспечения составляет 1 к 2.
То есть, из 262 тысяч личного состава восточноевропейских армий НАТО, вступить в войну будут готовы, в лучшем случае, 87 тысяч. Итого, численность боеготовых войск альянса на его восточных рубежах в этом году составит примерно 167 - 187 тысяч человек.
С российской стороны, помимо так или иначе задействованной в войне против Украины боеготовой группировки в примерно 500 тысяч человек (но может и больше, так как реальное количество мобилизованных в РФ осенью - вопрос дискуссионный), им теоретически может противостоять около 60 тысяч белорусских военных (если применить пропорцию 1/2, получится примерно 20 тысяч боеготовых солдат и офицеров до мобилизационного развёртывания и около 60 тысяч - после), и силы, сосредоточенные в Западном военном округе РФ (не менее 100 тысяч боеготовых солдат и офицеров). Итого, 620 - 660 тысяч человек, по самым скромным оценкам.
Всерьёз рассматривать в этих условиях сценарии "вступление НАТО в войну с Россией ради Украины", или "полномасштабного военного конфликта НАТО и ОДКБ в Европе" вряд ли возможно. Севроатлантический альянс укрепляет свой восточный фланг, понимая, что новая холодная война с Россией - это надолго. Сама РФ также готовится укреплять западные рубежи, о чём мы уже писали ранее.
В этой связи, можно лишь в очередной раз отметить, что Восточная Европа в ближайшие десятилетия будет зоной геополитического фронтира, по обе стороны от которого огромные армии потенциальных противников будут бряцать оружием и направлять друг на друга стволы.
Источник: KTime