Договор, о котором сказал Путин: откуда выходит Россия, кто и что от этого теряет или приобретает
Россия приостанавливает свое участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ), о чем Путин заявил во время своего послания Федеральному собранию. По большому счету, это стало чуть ли не единственным конкретно-радикальным действием РФ из всего послания Путина, а потому и вызвало наибольший интерес.
«Россия приостанавливает свое участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях. Не выходит из договора, а именно приостанавливает свое участие. Но прежде, чем вернуться к обсуждению договора, мы должны для себя понять, на что все-таки претендуют такие страны НАТО, как Франция и Великобритания, и как мы будем учитывать их стратегические арсеналы, то есть совокупный ударный потенциал альянса», - заявил Путин во время своего послания.
ДСНВ или СНВ-3 был подписан между Россией и США еще в 2010 году, когда там в президентских креслах сидели Медведев и Обама. Договор вводил ограничения на количество развернутых ядерных боеголовок (для каждой стороны до 1550), а также межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования, баллистических ракет на подводных лодках и количество стратегических бомбардировщиков (до 700 для каждой стороны).
На момент подписания для России договор был, скорее, выгоден. У нее и так количество носителей было уже меньше допустимого порога в 700 единиц приблизительно на сотню, но зато почти на тысячу единиц было больше самих боезарядов. У США носителей было приблизительно на 150 больше заявленного в ДСНВ порога, а количество боезарядов превышало на +/- 800 единиц. Но в целом речь шла о паритете, а с учетом кратного превосходства США и его союзников по НАТО в обычном конвенциональном оружии, выгода для американцев вроде бы тоже была очевидной.
Но опять же на дворе 2010 год, отношения России и Запада не то, чтобы совсем безоблачные, но если их сравнивать с сегодняшним днем, то их можно охарактеризовать эпитетом «сказочно-идеальные».
Сам договор подписывался на 10 лет с последующей взаимной «продленкой» по согласию на каждые 5 лет. Но через 10 лет в 2020-м ситуация в мире уже стала совсем другой. Во-первых, случился Крым, Донбасс, и российско-американские отношения уверенно летели под откос.
[banner_lucky_v_news]
{banner_lucky_v_news}
[/banner_lucky_v_news]
А во-вторых, в самих США заканчивалась ярко-скандальная четырехлетка Трампа, при котором именно Китай был провозглашен главным геополитическим противником. Администрация Трампа пыталась к СНВ-3 привязать еще и КНР, но товарищи в Пекине элегантно предложили американцам сначала сократить количество всех межконтинентальных ракет до китайского количества, а это где-то 300 единиц. В итоге Китай к ДСНВ так и не присоединился, но и США при Трампе этого не сделали, и по всем параметрам этот договор должен был закончиться еще 3 года назад.
Но что характерно, администрация новоизбранного президента Байдена успевает в последний вагон с этим документом, и в конце января 2021 года Россия и США продлевают ДСНВ еще на 5 лет. Пожалуй, это единственный случай, когда Байден в качестве президента вообще хоть о чем-то договорился с РФ. И вот теперь уже Россия в начале 2023 года приостанавливает свое участием в ДСНВ.
Отметим несколько моментов.
Для самих США это не что-то из ряда вон. По крайней мере, на экспертном уровне в Штатах идет серьезная дискуссия, насколько выгодно их стране ограничивать себя ядерными рамками, когда тот же Китай без всяких тормозов наращивает ядерную компоненту в своей триаде.
Для России здесь тоже не все очевидно. Ядерное оружие – удовольствие в общем-то дорогое, а отсутствие вообще любых ограничений на его производство означает старт гонки вооружений. К тому же речь идет о стратегическом ядерном оружии, которое создается именно для того, чтобы никогда не было применено. По крайней мере, в мире адекватных людей. Условно говоря, если 2 тысячи баллистических ракет типа «Воевода» или «Минитмен-III» способны разнести всю планету в хлам, зачем их создавать 10 тысяч?
Также теперь возникают риски размещения ядерного оружия за пределами США и России. География тут очень обширная, и все это создает дополнительную нервозность, но еще и большие риски даже случайного развязывания ядерной войны.
Впрочем, Путин отдельно подчеркнул, что Россия не выходит из ДСНВ, а только приостанавливает свое участие. И еще дальше он говорит, что РФ оставляет за собой право возобновить испытания ядерного оружия и тут же добавляет, если это же самое сделают США. То есть по сути это предложение к торгу. Но очень плохо, что на кону стоят именно ядерные аргументы.
И по Украине. Формально к нашей стране все это не сильно относится. Трудно предположить, что из акватории Баренцева моря российская АПЛ бахнет «Булавой», скажем, по Львову. Это уже что-то совсем безумное.
Но все же Украина в данном случае выступает предметом спора, а ее территория уже год является полигоном прокси-войны между США и Россией. Поэтому, если россияне где-то таки проведут испытание ядерного оружия на Новой Земле, вероятность того, что все это может дойти до боевого применения тактического ЯО на территории Украины сильно возрастает. Пока что мы такую вероятность считаем очень низкой. Но вот сама динамика развития российско-американских отношений, вернее, их полное отсутствие, стабильно увеличивает угрозу применения в войне ядерного оружия.
Источник: КTime