С начала недели в автобусах и троллейбусах, курсирующих в Донецке по маршруту №2, функцию кондукторов взяли на себя электронные компостеры. Дефицит кондукторов на остальных маршрутах еще более усугубляет неразбериху. Причем сориентироваться, как именно оплачивать проезд, пассажир должен самостоятельно. На днях корреспонденту «Жизни» довелось ощутить на себе все неудобства, с которыми ежедневно сталкиваются пассажиры на таких маршрутах.
Когда автобус большой вместимости, в народе именуемый «гармошкой», подъехал к остановке, на ней собралось достаточно много людей. Войдя в салон, пассажиры заняли места и принялись ждать появления кондуктора. Автобус тронулся.
Тут нужно сказать, что надписей, предупреждающих о том, что покупка билетов осуществляется непосредственно у водителя, я не заметил. Возможно, они есть, но в глаза не бросаются. Звукового оповещения также не было, хотя, принимая во внимание, что подавляющее большинство пассажиров, как правило, слушают в дороге музыку, оно едва ли что-то изменило бы.
Шевеление в салоне началось к моменту, когда автобус проехал вторую остановку. Некоторые люди (очевидно, завсегдатаи маршрута) попытались добраться до водителя через переполненный салон. Остальные последовали их примеру, и уже через минуту образовалась очередь, перекрывшая доступ ко всем выходам.
К моменту, когда я, наконец, добрался до кабины водителя, в автобус вошли контролеры. Послышались возгласы: «Как это вы не знали, что здесь нет кондуктора? Пройдемте на выход!». При этом их явно не заботило то, что оповещающих надписей нигде не видно, а понять, зачем толпа собралась возле кабины водителя, находясь в противоположном конце автобуса, невозможно, равно как и оплатить проезд, протиснувшись по переполненному салону.
Кстати, на днях похожий случай произошел с корреспондентом «Жизни» в трамвае, следовавшем по Ленинскому проспекту. В ответ на претензии контролеров, журналист поинтересовался причинами, по которым его не оповестили о механизме оплаты проезда в данном маршруте, заметив, что собирается писать материал на эту тему. Контролеры тут же ретировались, позабыв о штрафе.
Понятно, что кондукторов с некоторых маршрутов сняли уже достаточно давно, но Донецк – город большой, и многие граждане сталкиваются с таким сомнительным нововведением впервые. Возможно, на первый раз следует обходиться замечанием, а не штрафовать всех подряд?
Вот так, вместо комфортной поездки нам предлагают заняться «спортивным ориентированием» в переполненном пассажирами общественном транспорте. Не сориентировались – уплатите штраф.
За все время поездки контролеры не единожды проверяли у пассажиров наличие проездных документов. Судя по их активности, дело это прибыльное.
«Данная норма действует с октября 2012 года, – объясняет начальник службы организации сбора доходов ККП «Донэлектроавтотранс» Людмила Черненко, – об этом пассажиров оповещает водитель. Также объявления размещены внутри подвижного состава. Кроме того, об изменении мы оповещали граждан через СМИ».
Отсутствие оповещающих надписей в некоторых автобусах Людмила Ивановна объясняет заменой подвижного состава в результате поломки. Ведь подобная форма оплаты действует не на всех городских маршрутах, и, следовательно, такие надписи есть не во всех машинах.
Что касается голосового оповещения, Людмила Черненко призывает пассажиров сообщать о случаях, когда водители пренебрегают своими обязанностями.
Отвечая на вопрос о том, должен ли неоповещенный пассажир уплачивать штраф, моя собеседница ответила: «Пассажир должен знать, что при входе в общественный транспорт он обязан оплатить проезд. Если кондуктор к вам не подходит, нужно сориентироваться и найти способ приобрести билет. А штрафовать безбилетных пассажиров мы обязаны».
Вот так, вместо комфортной поездки нам предлагают заняться «спортивным ориентированием» в переполненном пассажирами общественном транспорте. Не сориентировались вовремя – уплатите 20 гривен за безбилетный проезд.
И это не говоря о том, что водитель, продавая людям билеты, постоянно отвлекается от управления автобусом. Вырисовывается забавная картина: пассажиры таких автобусов не только подвергаются опасности, но и вынуждены метаться по салону, чтобы найти способ заплатить за это деньги.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ