Неоправданная надежда
Ситуация со сбытом в одной из ключевых отраслей экономики остается непростой. В минувшем году рынок проката просел по всем направлениям. В 2012 году его производство в Украине упало почти на 12%, до 26,8 млн. тонн; наиболее заметным падение было на «Донецкстали» (на 63,1%, до 157 тыс. тонн). Тенденция продолжается и в первом квартале текущего года, и, по прогнозам экспертов, лишь в апреле-июне есть надежды на оживление. Но дальнейшая динамика сбыта украинского проката будет зависеть от ситуации на внешних рынках.
Впрочем, в свете последних событий возлагать большие надежды на внешнее потребление, похоже, не приходится. Представители двух крупнейших лоббистских организаций в российской металлургии – ассоциации «Русская сталь» и Фонда развития трубной промышленности – в рамках обсуждения перспектив развития отрасли внесли предложение ввести меры торговой защиты против импорта оцинкованного проката из Украины и Китая, а также против украинских прутков из черных металлов.
Цифровые разночтения
По данным российских металлургов, за 2009-2012 годы поставки оцинкованного проката из этих стран выросли в 4,2 раза – до 393 тыс. тонн. В ассоциации «Укрмет» парируют, что вряд ли импорт из Украины может нести хоть какую-то серьезную угрозу для российского рынка, ведь его доля там не превышает 4-5% по каждой из позиций.
Впрочем, россияне сменили риторику, термина «демпинг» теперь стараются избегать и указывают на факты нарушения торговой практики, а также резкий неограниченный рост импорта. Главным образом претензии адресованы трем украинским субъектам – комбинату «ArcelorMittal Кривой Рог», «Днепроспецстали» (на двоих приходится 88% всего прошлогоднего экспорта прутков в Россию) и ММК им. Ильича (95% экспорта оцинкованного проката).
Ситуация на российском и европейском рынках может стать причиной сокращения объемов выпуска металлопродукции в регионе. Не исключена и полная ликвидация отдельных производств на предприятиях отрасли».
Защита новыми пошлинами и квотами
Аналитики считают, что речь идет о попытках российских сталепроизводителей сохранить свою долю на фоне общего падения внутреннего спроса. О таком стремлении заявила и Европа. На состоявшемся заседании «круглого стола» высокого уровня по вопросам будущего европейской металлургии были сформированы рекомендации властям по сохранению конкурентоспособности сталелитейного сектора. Одна из них касается защиты собственного рынка от недобросовестной конкуренции. А это, в свою очередь, грозит крупнейшим экспортерам, в число которых входит и Украина, новыми пошлинами и квотами.
Европейцев легко понять. По словам гендиректора ассоциации Eurofer Гордона Моффата, из общей мощности европейских стальных производств в 210 млн. тонн уже сейчас нужно закрывать около 30 млн. Тогда потенциальное производство будет хотя бы немного соответствовать фактическому (в 2012 году, по данным World Steel Association, оно составило 169,4 млн. т). И это на фоне того, что весь прошлый год ленты новостей пестрели заголовками об остановке отдельных мощностей и, как следствие, – социальных протестах.
По мнению экспертов металлургического рынка, такую ситуацию вполне могут исправить инициативы украинских властей. В начале февраля президент Украины Виктор Янукович поручил создать рабочую группу по поддержке ГМК, а премьер-министр Николай Азаров выдвинул инициативу правительству подготовить предложения о господдержке предприятий отрасли. Один из ожидаемых шагов — предоставление госгарантий на 10 млрд. грн. для модернизации металлургического производства. К тому же в Украине готовится к проведению аналог европейского «круглого стола» — Национальный форум горняков и металлургов, который займется созданием комплексной программы развития украинского ГМК.
По мнению экспертов металлургического рынка, такую ситуацию вполне могут исправить инициативы украинских властей. Один из ожидаемых шагов — предоставление госгарантий на 10 млрд. грн. для модернизации металлургического производства.
Комментарии
Заведующий кафедрой «Международная экономика» Донецкого национального университета Юрий Макогон:
– Выход из создавшейся ситуации, безусловно, в увеличении внутреннего потребления металлопродукции. Но выполнить такую задачу в короткие сроки непросто. Тем временем ситуация на российском и европейском рынках может стать причиной сокращения объемов выпуска металлопродукции в регионе.
Не исключена и полная ликвидация отдельных производств на предприятиях отрасли.
Если же говорить об альтернативных российскому и европейскому рынках, то металлурги Донбасса могли бы заменить их потребителями в странах Юго-Восточной Азии, Африканского континента, Латинской и Южной Америки, Индии. На мой взгляд, там не удастся долго присутствовать, предлагая свой металл, поставлять необходимо готовые машины и оборудование.
Наталья ПИЛИПЕНКО