Десять лет хотя и не такой уж большой срок для региона, однако за это время у нас многое изменилось. Закрывались одни предприятия, открывались другие, происходила модернизация производственных мощностей, которая, по словам собственников, должна была учитывать и природоохранные требования по снижению выбросов. С другой стороны, масштабные и не очень перемены затронули далеко не все сферы хозяйственной деятельности. А количество автомобилей, которые в статистике выбросов в атмосферу числятся под грифом «передвижные источники» загрязнения, растет с каждым годом. Так стало ли нам в связи со всем этим легче дышать?
Килограммы на душу
Начнем, так сказать, с абсолютных показателей. В прошлом году, по предварительным данным статистики, в атмосферу Донецкой области стационарными источниками выброшено более полутора миллионов тонн вредных веществ (1,514 млн. тонн). А в 2002-м предприятия области пополнили воздух промышленными «добавками» в объеме 1,580 млн. тонн. Казалось бы, сокращение налицо, но принимая во внимание то, что добиться сокращения в 76 тыс. тонн удалось только спустя 10 лет, эти темпы выглядят не настолько впечатляющими. Особенно если учитывать, что в связи с сокращением населения области, в пересчете на каждого из нас сейчас приходится не меньше, а больше выбросов – 329 кг в год на одного жителя области в 2002 году и 345 кг – в 2012-м.
Отраслевые особенности
Чистота воздуха в Донецком регионе во многом зависит от того, насколько успешно работают наши ведущие промышленные предприятия. При этом чем лучше они работают и, соответственно, платят жителям области больше денег, тем больше выбросов они осуществляют в атмосферу. Модернизация, проводимая уже много лет в такой важной для области отрасли, как металлургия, с одной стороны, была еще более заторможена экономическим кризисом.
Но эти же финансовые проблемы сказались и на объемах производства. Вынужденные экономить собственники меткомбинатов увязывали с программами модернизации своих активов вывод мартенов из эксплуатации. На сегодняшний день из 19 мартеновских печей в области работает лишь одна на мариупольском комбинате им. Ильича, да и та загружена не полностью. В результате металлургия к 2012 году успешно оставила лидирующие позиции по выбросам среди стационарных источников в регионе, уступив место теплоэнергетике.
За 10 лет вредные выбросы предприятий области сократились на 76 тыс. тонн в год. Однако в атмосферу продолжает поступать свыше 1,5 млн. тонн вредных веществ.
ТЭС, работающие на отечественном угле, с примесью импортного газа, конечно, являются важнейшим рынком сбыта продукции для горняков и позволяют части шахт, добывающих энергетический уголь, не работать на склад в ожидании покупателей. Однако они же демонстрируют, наверное, одни из самых низких темпов уменьшения количества выбросов в атмосферу. В 2012-м доля теплоэлектростанций в общем количестве загрязнения предприятиями атмосферы области составила 39,1%. На втором месте в этом антирейтинге находится углепром, дающий 27,9% выбросов, или 423,1 тыс. тонн. Интересно, что в 2002 году угольщики загрязняли воздух на 100 тыс. тонн больше.
Видимо, сказывается сокращение количества шахт, а также внедрение когенерационных технологий на наиболее успешных и производительных предприятиях региона. Металлурги же занимают почетное третье место загрязнителей с 400,5 тыс.тонн выбросов, которые составляют 26,4%. При этом в ретроспективе 2002 года данной отрасли, несмотря на все усилия и спад производства, удалось снизить количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздух, всего на 44 тыс. тонн.
Возвращаясь к проблемам ТЭС и их влиянию на экологическую ситуацию, стоит отметить, что в случае с энергетикой зависимость количества выбросов от объемов производства далеко не так очевидна. Об этом свидетельствуют данные Главного управления статистики в Донецкой области, согласно которым в 2012-м количество электроэнергии, произведенной ТЭС региона, сократилось на 0,5%, а вот количество выбросов увеличилось на 6%.
В разрезе городов
Несколько лет подряд на основе данных по количеству выбросов в атмосферу составляется рейтинг наиболее «грязных» городов Украины. Печально, что Донецкая область имеет там свое постоянное и довольно большое представительство. В 2011 году тройка «лидеров» в данном перечне выглядела следующим образом: Мариуполь, Ужгород, Горловка. Причем промышленный центр юга области держит планку лидерства уже несколько лет. А вот Макеевка несколько улучшила свои показатели, благодаря тому, что на местном меткомбинате осталось практически лишь прокатное производство, тогда как мартены и домны вывели из эксплуатации. За последние пять лет в рейтинге отметились и небольшие города региона. Например, Новый Свет, Курахово, которым это право предоставили местные ТЭС.
Что касается областного центра, то он хотя и звучит время от времени в списке загрязненных городов, но до единоличного лидерства не доходил. А с учетом последних преобразований в промышленном секторе Донецка его экологическая картина должна значительно улучшиться – остановлены печи на коксохиме, мартен на ДМЗ. Правда, в этом отношении могут сыграть негативную роль передвижные источники загрязнения, о чем свидетельствует опыт Киева. Засилье автомобилей в столице вывело ее на первое место в Украине после промышленных центров Востока по степени загрязненности воздуха. Показатели же забора воздуха на наиболее оживленных перекрестках центра столицы уже выдают результаты хуже, чем в среднем по Запорожью, одному из самых загрязненных городов страны.
Комментарии
Начальник Государственного управления охраны окружающей природной среды в Донецкой области Сергей Третьяков:
– Сделать объективную оценку изменений, произошедших в сфере охраны окружающей среды за последние 10 лет, достаточно сложно, поскольку здесь задействовано множество различных факторов. Стоит отметить, что за это время качественно изменился подход государства к данным вопросам. Принята экологическая стратегия, утверждены новые правила по выбросам загрязняющих веществ, ужесточена ответственность предприятий за их нарушения. Только в текущем году штрафы за нарушение природоохранного законодательства увеличились еще на 20%. Если в 2002 году экологические сборы во все уровни бюджетов по области составляли несколько десятков миллионов гривен, то в текущем году речь идет об 1 млрд. грн.
Изменился и подход предприятий к природоохранной деятельности. В области практически выведены из эксплуатации все мартены за исключением одной печи, произведена модернизация доменного производства на «Донецкстали», ЕМЗ, «Азовстали». Часть тех выбросов, которые осуществлялись раньше, теперь предприятия воспринимают как вторичные энергоресурсы. Кстати, доменный и коксовый газ, раньше сжигавшийся на факелах, теперь перерабатывается в электроэнергию. Ряд шахт внедряет переработку метана, как вторсырье используются золоотвалы.
В то же время, остаются отрасли, которые пока недостаточно эффективно работают над снижением техногенной нагрузки на экологию региона. Это теплоэнергетика, которая пользуется льготами по выбросам до 2018 года. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, являющиеся одними из главных загрязнителей воды. Первые шаги в области делаются по решению такой масштабной проблемы, как обращение с ТБО. Вопросов очень много, и их необходимо решать.
Заместитель председателя общественного объединения «Донецкое экологическое движение» Сергей Денисенко:
– За последние десять лет в экологической ситуации Донецкой области, конечно, появились определенные позитивные изменения. Однако стоит подчеркнуть, что в случае с предприятиями-загрязнителями наиболее эффективным стимулом для снижения выбросов является не стремление собственников к активной модернизации производственных мощностей, а скорее внешние экономические факторы. Другими словами, падение спроса на ту же металлургическую продукцию, кокс и снижение рентабельности этих производств приводит собственников к закрытию наиболее устаревших и неэффективных участков, коксовых батарей, целых переделов, таких как мартен. Естественно, что такие участки являются и наиболее экологически небезопасными. Безусловно, модернизация также идет и дает свои результаты, но далеко не теми темпами, которых ожидает уже много лет население региона. Благодаря этому комплексу факторов металлургия снизила негативное воздействие на экологию за прошедший период. А вот теплоэнергетика, в последние годы активно замещающая дорогой газ отечественным углем, наоборот, увеличивает выбросы в атмосферу. Ухудшает ситуацию и рост количества автотранспорта. Если говорить о перспективе, то ожидать резких изменений к лучшему в ближайшее время не приходится. Более того, в связи с перераспределением контрольных функций в сфере контроля за экологией в рамках админреформы, может быть нарушена минимально сложившаяся система контроля за загрязнением окружающей среды.
Максим СТРЕЛЕЦКИЙ