О наиболее распространенных в Донецкой области видах мошенничества, сложностях в раскрытии подобных преступлений, человеческой наивности, а также о том, как не стать жертвой аферистов и уберечь свое имущество, корреспонденту газеты «Жизнь» рассказал заместитель начальника управления уголовного розыска ГУ МВД Украины в Донецкой области Владимир Лазуренко.
Владимир Витальевич, какой тип мошенничества наиболее популярен сегодня на территории региона?
Самым распространенным однозначно можно считать телефонное мошенничество. В 90% случаев оно выглядит следующим образом: в квартире раздается звонок стационарного телефона. Позвонивший представляется хозяину квартиры сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что его родственник попал в милицию: совершил ДТП, избил человека или у него нашли наркотики.
Если вам нужны услуги Private detective в Ивано-Франковске, то не нужно медлить, сразу обращайтесь к профессионалам своего дела.
Ошеломленному абоненту говорят, что проблему можно решить за определенную сумму. После передачи денег жертва, конечно же, спешит позвонить якобы попавшему в беду родственнику. Тут и выясняется, что с близким все в порядке, никаких проблем с законом у него нет, а все произошедшее – обыкновенное мошенничество, в результате которого человек лишился крупной суммы денег.
Есть ли способ, при помощи которого человек может понять, что имеет дело с аферистом?
Поймите, вся эта ситуация выглядит бредовой. Чтобы сотрудник милиции звонил и требовал деньги… это нонсенс. В любом случае достаточно просто положить трубку и позвонить в милицию. Мошенник поймет, что все пошло не по его сценарию и не станет перезванивать. Есть и другой вариант. Гражданин может попытаться узнать у собеседника его фамилию, должность, номер служебного телефона. Тот сразу же ретируется.
Ранее ваши коллеги объясняли мне, что раскрывать такие преступления сложно из-за того, что они квалифицируются как нетяжкие, и ввиду этого операторы мобильной связи не обязаны оказывать помощь. Так ли это?
Со вступлением в силу нового УПК появилась инструкция о негласных следственно-розыскных действиях. Согласно ей некоторые мероприятия проводятся независимо от тяжести преступлений. Когда речь шла об украинских операторах, мы успешно работали в данном направлении. Вычисляли и задерживали целые группы мошенников. Однако сейчас они стали активно пользоваться услугами операторов других стран СНГ, и это несколько усложнило ситуацию.
Какие сценарии используют мошенники?
Обычно преступники работают парами. Приходят к пенсионерам под видом социальных работников. Вариантов масса. Речь может идти о перерасчете пенсий, предоставлении медицинских препаратов или продуктов питания по льготным ценам и даже об обмене денег.
К примеру, заявляются к пожилому человеку двое и сообщают о том, что тому нужно произвести перерасчет пенсии, но для этого необходимо предоставить определенные документы. Мошенники прекрасно знают, что многие люди привыкли хранить свои сбережения вместе с важными документами.
Посмотрев документы, преступники для вида делают какие-то записи, после чего один отвлекает внимание жертвы. Например, просит стакан воды или говорит: «Мне кажется, у вас в квартире утечка газа. Давайте проверим трубы!». Пока один «помогает» пенсионеру, второй забирает деньги, после чего они уходят.
Или же пенсионеру сообщают, что правительство провело реформу, и теперь в стране будут новые деньги. Аферисты делают ставку на плохую информированность человека. Ему показывают какие-то открытки, дескать, так теперь выглядят деньги, и предлагают совершить обмен.
Жертва приносит свои сбережения. Их пересчитывают и кладут в конверт. В это время пенсионера отвлекают какой-либо просьбой.
Мошенник всегда играет на человеческих эмоциях и качествах. На жадности, любви к ближнему своему или незнании. Люди всегда хотят чего-то большего, и мошенник говорит им то, что они хотят услышать.
Владимир Лазуренко
Владимир Лазуренко
Уходя, преступники возвращают жертве конверт якобы с его деньгами, но вместо денег там – обычные газеты.
Раскрываются ли такие преступления?
С трудом. Средний возраст потерпевших 70 – 80 лет, к тому же, они чаще всего одиноки. Вследствие этого о факте мошенничества мы узнаем не на первый и даже не на второй день после его свершения. Может пройти месяц и более.
Кроме того, в связи с возрастом у людей ухудшается зрительная память. Мы находим преступника, а доказать ничего не можем. К примеру, бабушка 20 минут лицом к лицу общалась с мошенниками, но когда через месяц мы их задержали, опознать не смогла.
Не так давно милиция сообщала о случаях мошенничества, связанных с недвижимостью. Расскажите об этом подробнее.
Да, приходилось сталкиваться. Преступники подделывают решение суда и даже печать судьи. С его помощью у человека отбирают квартиру и быстро продают.
Есть и другой вариант. Квартиру снимают для проживания на длительный период, затем подделывают документы на квартиру и как можно быстрее ее продают. Хозяин приходит, чтобы удостовериться в том, что все в порядке, а новые хозяева уже заменили входную дверь.
Пожилым людям обычно обещают обменять их квартиру на хороший домик где-нибудь за городом, да еще с какой-нибудь доплатой. Ну и меняют трехкомнатную квартиру в Донецке на лачугу где-нибудь в Украинске. Представляете себе, какая разница в ценах? Обещанной компенсации жертвы, как правило, тоже не могут дождаться.
На одном из форумов в Интернете прочитал сообщения о том, что некая донецкая фирма, занимающаяся продажей и установкой окон, обманывает своих клиентов. Клиент платит деньги, но оговоренных товаров и услуг не получает. Есть ли официальные обращения по данному поводу?
Обращений относительно деятельности конкретной фирмы у нас нет. Но подобные случаи имели место. Вы прекрасно понимаете, что фирмы, устанавливающие окна, не слишком разборчивы в подборе персонала, занимающегося рекламой и заключением договоров. Принимают на работу иногороднего гражданина, тот работает пару месяцев, затем заключает пять договоров, берет с клиентов предоплату и исчезает. Вина фирмы в этом, конечно, есть, ведь они не проверили человека, принятого на работу, однако преступление целиком на совести конкретного гражданина.
Такие случаи были не только с продажей окон, но и с продажей мебели. Сотрудники показывали клиентам чертежи, брали 5%-ную предоплату и больше на работе не появлялись. А мы потом ищем этих горе-продавцов.
Вы говорили о том, что деятельность мошенников чаще всего направлена на пожилых людей. Неужели молодые люди не становятся жертвами афер?
Довольно долго наблюдалось затишье, однако в 2011 – 2012 годах снова активизировалась схема с гаданиями и снятием порчи. Жертвами такого мошенничества становятся женщины, чаще всего молодые.
Схема простая. На улице к женщине подходит гадалка и заявляет, что той не везет в жизни из-за порчи, которую можно легко снять. Для этого достаточно взять в руки крупную сумму денег или множество золотых украшений, а ритуал гадалка проведет сама. Были случаи, когда, услышав это, люди возвращались домой и приносили деньги или украшения, после чего начинался ритуал. Ценности передавались из рук в руки, и в какой-то момент аферисты исчезали, а потерпевшие лишались денег и ничего при этом не помнили. Предполагаю, что преступники владеют кое-какими навыками гипноза.
В 2012 году по этой теме особенно отличился Мариуполь, где мошенники действовали средь бела дня в районе центрального рынка.
О чем нужно помнить, чтобы не стать жертвой мошенничества?
Мошенник всегда играет на человеческих эмоциях и качествах. На жадности, любви к ближнему своему или незнании. Люди всегда хотят чего-то большего, и мошенник говорит им то, что они хотят услышать. Помните, не так давно по улицам ходили люди с большими сумками и предлагали качественные ножи всего по 300 гривен за два комплекта? Многие покупали, а потом узнавали, что цена одного комплекта – 100 гривен. Но ведь хотели получить дешевле, а вышло наоборот. Все это нужно хорошенько осознать.
Подобная деятельность законна? Сейчас такой метод торговли тоже весьма популярен.
Отвечу следующим образом: купите у меня вот эту шариковую ручку за пять гривен! Не хотите – не покупайте. Разве есть в этом криминал? Я же вас не заставляю. И не важно, что ее реальная цена в несколько раз меньше.