Вчера в Нью-Йорке начались общие прения Генассамблеи ООН. Главной их темой стала ситуация на Ближнем Востоке. Президент Виктор Янукович вновь предложил помощь Украины в процессе разоружения Сирии. Инициатива украинского лидера осталась в тени заявлений президента США Барака Обамы, который в очередной раз подверг критике сирийскую власть, но вместе с тем намекнул на возможность потепления во взаимоотношениях США и Ирана — это способно привести к снижению стоимости нефти на мировых рынках.
Предсказать главную тему дискуссии на высшем уровне, которая проходит в рамках осеннего заседания Генеральной ассамблеи ООН, было несложно. Ключевой международной проблемой 2013 года считается гражданская война в Сирии, которая уже унесла более 100 тыс. жизней. О необходимости поиска путей выхода из сирийского кризиса заявил, открывая прения, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Готового решения проблемы он не назвал, ограничившись непрямой критикой модели, предложенной Москвой и Дамаском. "Нас вряд ли удовлетворит уничтожение химического оружия, когда более широкие военные действия разрушают Сирию",— подчеркнул он. В то время как наибольшее внимание мирового сообщества приковано к случаям использования химического оружия, свыше 90% погибших в Сирии стали жертвами обычного вооружения, отметил Пан Ги Мун. Генсек ООН обратился к членам организации с просьбой "прекратить подпитывать кровопролитие и остановить поставки оружия всем сторонам конфликта".
О сирийском вопросе упомянул и украинский президент, что не стало неожиданностью — ранее, в ходе Ялтинского форума YES, Виктор Янукович предлагал "участие украинских специалистов и технологий в уничтожении химического оружия в Сирии". Но учитывая, что формат разоружения до сих пор вызывает дискуссии, о практической стороне участия Киева пока рано говорить.
Сирийскую проблему прогнозируемо затронул и президент США Барак Обама. Он вновь заявил, что обладает неопровержимыми доказательствами применения химического оружия сирийской властью, и потребовал от ООН вмешаться в конфликт. "Если изначально ООН создавалась, чтобы предотвратить войны между государствами, то теперь главной нашей задачей становится предотвращение массового убийства внутри государства",— пояснил президент США.
Но наибольшее внимание вызвали его комментарии не по сирийскому, а по иранскому вопросу. Барак Обама несколько раз заявил, что ожидает от нового президента Ирана Хасана Роухани более конструктивной позиции и диалога, которого раньше не было. "Мы не стремимся к смене режима в Иране и уважаем право иранского народа на доступ к мирной ядерной энергии",— подчеркнул господин Обама, выразив надежду, что отношения государств улучшатся. Интригу накалили сведения о возможной встрече президентов США и Ирана в рамках Генассамблеи, хотя позже они были опровергнуты.
Мировые рынки отреагировали на события в Нью-Йорке. Слухов о возможном потеплении взаимоотношений США и Ирана оказалось достаточно, чтобы скорректировать цену нефти. К началу выступления Барака Обамы стоимость ноябрьских фьючерсов на нефть снизилась более чем на 1% — до $102,5 за баррель. Перерастет ли это падение в устойчивый тренд, станет понятно по итогам дискуссий по иранскому вопросу в рамках Генассамблеи ООН. Еще больше цена нефти зависит от позиции Генассамблеи в отношении Сирии — угроза войны в регионе неизбежно потянет нефтяные котировки вверх, а договоренности о мирном выходе из кризиса, напротив, будут способствовать их снижению.
Коммерсант