«Формированию идентичности способствует успех»
В отличие от многих украинских экспертов, заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый имеет опыт работы в органах государственной власти. В 2009-2010 гг. он работал заместителем министра иностранных дел Украины, что придает его словам дополнительный вес. К тому же, именно Валерий Алексеевич в рамках «Европейских дебатов», прошедших в Харькове, выступил модератором «панельной» дискуссии о кризисах, которые переживает Европейский союз. После окончания дискуссии Валерий Чалый ответил на вопросы корреспондента «Жизни».
Почему Европа так тяжело переживает кризис, причем не только в экономическом, но и в концептуальном плане?
Вызовы, стоящие перед Европейским союзом, во многом стали следствием высокой степени интеграции. Но, я думаю, и ответ будет найден через единство Европы. Украина как часть Европы тоже должна сказать свое слово. И «Европейские дебаты» – это возможность, чтобы представители Евросоюза услышали голос Украины, поскольку мы близкие соседи, у нас общее будущее, общие цели и общее видение европейского дома, в котором Украина, я надеюсь, займет надлежащее место.
Действительно, часть Европы несколько десятилетий жила не по средствам. И сегодня, видимо, тот момент, когда нужно реструктуризировать, усилить дисциплину…
Однако финансовый и экономический кризис преодолеть легче. Есть еще институциональные кризисы, кризис идентичности. Идея мультикультурализма, будем откровенны, провалилась, и сейчас идет волна ориентирования на национальный интерес. Это нормально, мир всегда развивается волнами, потому мне кажется сейчас та фаза, которая показывает не только проблемы, но и усиленную Европу будущего.
В последнее время в мире усиливаются левые настроения. Затронул ли данный тренд Евросоюз, который и без того давно корят за излишнюю социалистичность?
Все тенденции в политике Европейского союза показывают, что к власти возвращаются консервативные, правые правительства. Например, в Испании, стране с традиционно сильными левыми взглядами, после выборов может прийти к власти правое правительство. Такая же тенденция в других странах.
Парадоксальная вещь – лозунги левого, социального характера усиливаются, а реагирование на них ищется в совершенно другой – консервативной модели. И я думаю, в дальнейшем эта тенденция будет превалировать. Однако крайне левые, как и крайне правые движения, на волне экономического кризиса могут усиливаться.
Вы упомянули кризис идентичности в Европейском союзе, а что способствует ее формированию?
Вопрос не на короткий ответ, конечно. Мне кажется, формированию идентичности способствует успех. Если люди чувствуют, что вместе они способны достигать успеха, если их большая сплоченность дает результат, они больше ищут общую идентичность.
Пока, будем откровенны, большинство украинцев не чувствуют себя европейцами. Результаты опросов общественного мнения показывают: украинцы считают, что культурно, исторически, географически принадлежат к Европе, но не ощущают себя европейцами по социальным, экономическим и политическим параметрам.
Настоящую европейскую идентичность мы не сможем развивать в Украине, пока не станем частью политического и экономического пространства Европы. И, кстати, сейчас Украина, если преодолеет внутренние проблемы, может сделать шаг к новому этапу – экономической интеграции и политической ассоциации, а это качественно иной этап. Ну и, конечно, очень важно, чтобы мы с Европейским союзом говорили на одном языке, речь идет об общем понимании основных, базовых принципов, ценностей и цели.
Как показывают социологические опросы, украинцы в наибольшей степени ждут от ЕС финансовой поддержки. В какой степени эти ожидания оправдываются?
К сожалению, в Украине недостаточно внутренних ресурсов для быстрого продвижения в Евросоюз, потому есть расчет на поддержку Европейского союза, который заинтересован в стабильной, экономически развивающейся Украине. В этом смысле финансовая, ресурсная и кредитная помощь Европейского союза – не подарок Украине, а помощь самому себе.
Однако ожидания должны быть реалистичными, так как Европа основные средства вкладывает в преодоление внутреннего финансового кризиса. Евросоюз и сегодня оказывает прямую помощь Украине в виде грантов на развитие различных проектов, скажем, в энергетике, в инфраструктуре границ, в рамках Восточного партнерства. Деньги не являются, на самом деле, критически важными, получить финансирование можно и из России, и из Китая. Но условия, на которых приходят эти средства, подталкивают страну к новым правилам и стандартам. Ценность ресурсной поддержки Европы в том, что вместе с финансами приходят правила игры – более широкая конкуренция, более эффективное использование средств. Я надеюсь, граждане, когда оценивают этот интерес, вкладывают именно такой смысл.
Иван БУХТИЯРОВ