Газета «Жизнь» продолжает прием звонков от читателей, которые хотят разобраться в той или иной проблеме. На этой неделе актуальными стали вопросы медицинской сферы, на которые ответили специалисты управления здравоохранения Донецкой областной государственной администрации.
Дело за рецептом
«Я покупаю лекарства в аптеке «Эконом Маркет». За 22 дня стоимость препаратов «Кордарон» (антиаритмический препарат. – Прим. авт.) и «Конкор» (оказывает гипотензивное и антиангинальное действие – Прим. авт.) возросла там на 30% и 20% соответственно. У меня сохранились чеки за 7 и 29 октября. Согласно им упаковка «Кордарона» из 10 таблеток сначала стоила 23,45 грн., а затем возросла в цене до 30,40 грн. Стоимость «Конкора» также подскочила: 7 октября я покупала 10 таблеток за 15 грн., а 29 октября – уже за 18,40 грн. Быть может, здесь какая-то наценка? И почему цены на лекарства для гипертоников не были снижены согласно поручению главы государства?»
Галина Чепель, Донецк
По словам главного терапевта Донецкой области Натальи Никуленко, аптека имеет право увеличивать стоимость препарата на 25-35% (за его выкуп и последующую поставку). Что же касается отпуска лекарств от гипертонии по сниженным ценам, эта программа запущена с ноября, однако не все аптеки идут на такое сотрудничество.
«У нас 7 молекул – непатентованных названий препаратов, – на каждую из которых есть торговое название. К примеру, препарат «Лизиноприл» имеет 65 торговых наименований, то есть 65 различных фармацевтических предприятий выпускают его. Если брать весь список, по 7 молекулам сегодня в аптечную сеть Донецкой области поступает 247 различных препаратов, – рассказала Наталья Васильевна. – К примеру, препарат стоит 10 грн., а аптека увеличила его стоимость на 25-35%. Таким образом, его цена составит 13,5 грн. Пациент, который получает медикаменты, платит 3,5 грн., а 10 грн. будут возмещены аптеке за счет государства».
Гипотензивного препарата «Конкор» в списке препаратов, на который распространяется программа возмещения денежных средств за счет государства, нет, и даже если пациент придет в аптеку с рецептом на это лекарство, он купит его за полную стоимость. По словам специалиста, все препараты от гипертонии взаимозаменяемы, но выбирать их самостоятельно небезопасно.
«Все должно проходить через доктора: он осмотрит пациента, снимет показания и выпишет «Бисопролол». С рецептом именно на этот препарат пациент и придет в аптеку, а уже там ему, к примеру, предложат 40 торговых наименований этого препарата. Какой выбрать – решит клиент с учетом ценовой политики. При соблюдении таких условий, лекарства обойдутся пациенту дешево».
Обед по расписанию
«Реформа здравоохранения в нашем городе проходит странным образом: сначала медицинских работников вынудили перейти на 6-дневную рабочую неделю, а вслед за этим отменили обеденные перерывы. Я занимаю должность участковой медсестры и имею шестичасовой рабочий день – с 8.00 до 14.30. Полчаса до недавнего времени можно было использовать на свое усмотрение, а теперь, чтобы перекусить, медработникам приходится выкраивать время между приемами пациентов. Подскажите, положен ли мне перерыв?»
Елена Павлова, Торез
За ответом мы обратились к заместителю начальника отдела учебных заведений, кадров и мобилизации работы главного управления здравоохранения Донецкой областной государственной администрации Алле Стельмашонок.
– Согласно Кодексу законов о труде Украины, через 4 часа непрерывной работы служащий имеет право на предоставление ему времени для отдыха и приема пищи, и это время не включается в рабочее. Однако есть так называемый коллективный договор. Когда он заключается между администрацией учреждения и представителем трудового коллектива, оговариваются вопросы, связанные с отсутствием возможности выделения времени на обеденный перерыв. В таком случае в течение рабочего дня сотруднику предоставляются 15 минут для приема пищи, и это время входит в рабочее. Такой путь решения проблемы допускается КЗоТ, но лишь по согласованию между трудовым коллективом и администрацией, а также с учетом того, что такой пункт заложен в коллективном договоре, – отметила Алла Георгиевна. – Изменение 5-дневной рабочей недели на 6-дневную также должно быть прописано в уставе предприятия. Более того, режим работы медицинского учреждения согласовывается с местными органами власти. Все эти нюансы следует смотреть в коллективном договоре и обратить особое внимание, предупреждали ли заранее работников о существенных изменениях условий труда.
По словам специалиста, разобраться в ситуации, не имея на руках соответствующих документов, не представляется возможным. А потому для получения консультации и выяснения законности вышеозначенных изменений читатель «Жизни» может обратиться к Алле Стельмашонок по телефону: (062) 334–28–98.
Наталья ЛЕХАН