73 года прошло с тех пор, как хороший летний день 22 июня внезапно превратился в день начала жесточайших испытаний, выпавших на долю десятков миллионов людей. Это день начала Великой Отечественной войны. Он безжалостно разорвал их жизни на мирное прошлое и военное настоящее. Для детей и подростков, очевидцев тех страшных событий, «золотое детство» улетело навсегда, за один день они стали взрослее, осознав, что с фашистскими захватчиками и они могут бороться.
Вот воспоминания жителя Донецка Николая Алексеевича Пилипенко. Родился он в селе Андреевка, находящимся недалеко от Курахова. В июне 1941-го мальчишке было всего 10 лет. Узнав о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину, он со сверстниками обходил каждый дом, извещая о начале войны, ведь у односельчан не было радио и газет почти никто не выписывал. В августе к селу подошли измотанные боями отступавшие части Красной Армии. В детскую память навсегда врезалась страшная картина взрыва моста, находившегося между Андреевкой и соседним поселком, носящим гордое и неожиданное название Константинополь. Это отходящие наши войска старались преградить путь наступавшему у. Вскоре в Андреевку вошли оккупанты, это были итальянские войска. Н. Пилипенко говорит, что они оказались человечнее немцев и особого зла не делали, но вскоре отправились дальше. Немецкую власть в округе контролировали местные полицаи. Их сил, по–видимому, не хватало и в их село прислали полицейского из Западной Украины. За особо жестокое отношение к местному населению этого полицая Коля с дружками возненавидели его и стали мстить вражескому пособнику. Досаждали, как могли: то ведро песка на него высыплют, то ледяной водой с головы до ног окатят. Полицай и плеткой их нещадно бил, и в подвал сельсовета, называемый карцером, сажал, угрожал перестрелять всех. Десятилетние борцы ничего не боялись и продолжали мстить. В этом простом детском протесте, как в капле воды отражалось отношение к поработителям всего нашего народа. Не все сохранилось в памяти Н. Пилипенко, но грохот разрывающихся снарядов, дышащих смертью, вой сирен немецких самолетов, нестерпимый холод подвалов, где приходилось прятаться от бомбежек, постояный голод – все это забыть невозможно. Они и сейчас часто будоражат в кошмарных снах и время не властно над горькой памятью. Не зря детей, переживших те страшные годы, считают детьми войны. В 1943 г., после освобождения Донбасса от захватчиков, Николай Пилипенко снова сел за парту, закончил школу и военно-железнодорожное училище. Вместе с железнодорожными войсками строил БАМ. В 1984 г. вернулся с семьей в Донецк.
Испытания, пережитые в искалеченном войной детстве, не давали покоя ветерану, беречь память о погибших в период войны героях он считал своим долгом. Н. А. Пилипенко возглавил отдел по охране историко – культурного наследия Ленинского района Донецка. Несколько лет назад в нашей газете выходил материал о памятнике и могиле погибших комсомольцев – подпольщиков в поселке Авдотьино, разграбленных «охотниками за металлом» и просто современными вандалами. Так вот, Н. Пилипенко стал одним из инициаторов ремонта и полной реставрации этого святого места. Вместе с председателем Ленинского исполкома О. Беляевым они занялись поиском необходимых, совсем немалых средств. Дело, надо заметить, долгое и непростое. 9 мая нынешнего года состоялось торжественное открытие возрожденных из руин памятника и места захоронения погибших за нашу независимость молодых героев. Сейчас здесь стало лучше, чем было ранее: алая звезда на памятнике, современная дорогая плитка на дорожках, молодые зеленые насаждения, а главное – сияющие золотом имена погибших подпольщиков, отчеканенные на плите. Символом немеркнущей памяти и связи поколений стала и оборудованная детская площадка, которой раньше здесь не было. Восстановлен и обелиск на месте казни комсомольцев – подпольщиков.
Еще об одном жителе столицы донецкого края хочется рассказать. Василий Михайлович Пилюгин родился в 1926 г. на Ставрополье. В августе 1942 г. занял их станицу. Танки со зловещими крестами, эсэсовцы в черных формах наводили ужас на ребятню. Захватчики заставили большую семью переселиться в подвал, а сами заняли просторный ее дом. Василий поклялся сам себе: при первой же возможности уйти на фронт. Как только Красная Армия освободила станицу, юноша вступил в ряды бойцов. 21 марта 1944 г. его направили в снайперскую школу в Майкопе. Закончить ее не удалось, поскольку наша армия остро нуждалась в пополнении. И в сентябре молодой солдат уже освобождал Оршу. Воспоминания В. Пилюгина очень скупы. Он считает, что никаких особых подвигов не совершал и при команде комбата «Батальон, вперед!» поднимался и шел в атаку. Воевал за освобождение Венгрии и Австрии. Дочь Ирина поведала о счастливой звезде, уберегшей ее отца от неминуемой гибели. Случилось это в Венгрии, на озере Балатон.
Группа бойцов из 16 человек отдыхала после боя. Смеялись, один солдат растянул гармошку, собираясь запеть. Василий отошел набрать во флягу холодной воды из колодца. Мгновение – и прогремел страшный взрыв. От ужаса Василий зажмурился, а когда открыл глаза, то увидел жуткую картину: на земле, где сидели его 15 товарищей, зияла глубокая воронка. Из 16 боевых друзей в живых остался он один! Закончил войну В. Пилюгин в Чехословакии. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны 2-й степени и орденом «За мужество», юбилейными медалями.
Ветераны рассказывают о своей военной судьбе с великой тоской и горечью. На сморщенных, потемневших от старости веках слезы, в дрожащих голосах – великая, переворачивающая душу боль. «Ценой десятков миллионов жизней, ценой нечеловеческих страданий мы отстояли независимость Родины. Мы никогда не думали, что фашизм снова встанет на пороге наших домов, причем не германский, а свой, украинский.
Неужто мы выжили в той войне ради того, чтобы в глубокой старости погибнуть от рук националистов, ослепленных ненавистью к нам?» – негодует они.
Галина ПОНОМАРЕВА