«Важнейшей задачей местных Советов является осуществление наказов избирателей. Как известно, в нашей стране недавно прошли выборы в местные Советы депутатов трудящихся. Выборы в местные Советы вылились в яркую демонстрацию морально-политического единства нашего общества, советского патриотизма и нерушимую сталинскую дружбу народов Советского Союза…»
Из Доклада на 3-й сессии Сталинского городского Совета депутатов трудящихся 18 июня 1953 года
Так торжественно и нерушимо звучали отчеты избирателей послевоенных лет в докладах о прошедших выборах в местные Советы.
А на заре Советской власти методом проб и ошибок издавались конституции, законы, постановления, утверждались правила, инструкции…
В истории СССР лишение избирательных прав применялось по классово-политическим мотивам.
Ярким подтверждением тому было вышедшее 28 сентября 1926 года Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР «Об утверждении Инструкции о выборах в советы».
В Разделе II «Определение круга избирателей и круга лиц, лишенных избирательных прав», указывалось:
При составлении и проверке списков, как избирателей, так и лиц, лишенных избирательных прав, избирательные комиссии должны иметь в виду, что конституции советских республик лишают отдельных лиц и отдельные группы населения избирательных прав, а именно:
а) лиц, прибегавших или прибегающих сейчас к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лиц, живших или живущих сейчас на нетрудовые доходы, а также занимавшихся или занимающихся сейчас торговлей;
в) лиц, относящихся по своему классовому положению к моменту выборов или по своей прошлой деятельности к категории лишенных избирательных прав согласно соответствующим статьям конституций союзных республик.
Из отдельных категорий граждан не могут пользоваться избирательными правами: земледельцы, применяющие наемный труд; владельцы предприятий промышленного типа, эксплуатирующие население путем сдачи тех или иных работ на дом; частные торговцы и перекупщики; арендаторы и владельцы предприятий фабрично-заводского типа; бывшие офицеры и чиновники белых армий, а также руководители контрреволюционных банд; бывшие и настоящие служители всех религиозных культов; лица, административно высланные, а также лица, в отношении которых состоялись судебные приговоры, лишающие их ввиду связи с преступной средой права проживания на месте своего прежнего жительства; пораженные в правах приговорами судов; находящиеся в местах лишения свободы.
В директиве Председателя Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Петровского Г.И. от 23 декабря 1926 года написано: «В связи с наступающей избирательной кампанией в Советы и составлением списков лиц, имеющих избирательное право и лишенных такового, места подняли вопрос, связанный с предоставлением избирательных прав переселенцам, значительная часть которых по своему прежнему социальному положению принадлежит к нетрудовому элементу.
Избирательная инструкция совершенно точно определяет порядок предоставления избирательных прав лицам, не пользующимся таковыми в силу того, что по своей прошлой деятельности и по своему классовому положению в прошлом они лишены избирательных прав. Ст. 14 Инструкции ЦИК Союза ССР от 28 сентября 1926 г. предоставляет этим лицам право возбуждать ходатайство о восстановлении их в избирательных правах, если они в течение последних 5 лет занимаются производительным и общественно-полезным трудом и доказали свою лояльность по отношению к Советской власти…».
Заявления тысяч граждан, честно отработавших в лагерях или на предприятиях, лишенных избирательных прав, остались без права участия в выборах в местные Советы. Это означало, что гражданин не имел права получить на руки паспорт, устроиться на работу на шахте или заводе – быть кормильцем семьи.
«В Буденновский рудсовет, в Избирательную комиссию
Заявление
Я, рабочий Поцелуйкин ... На данной шахте работал до 1931 года. После чего судили, и был отправлен в лагеря на 3 года и с поражением в правах избирателя. Честно отработал свое наказание. Я вернулся с лагерей в 1933 году, не имея возможности получить паспорт, я работал поденно, где придется. А посему убедительно прошу рудсовет восстановить меня в праве голосовать на 7-й съезд Советов и получить паспорт на право поступления на работу, так как я старый донбассовец и трудно проживать со своей семьей.
09.10.1934…»
Грамота ударника Свирских исправительно-трудовых лагерей ОГПУ
За героическую работу на производственном фронте, за подлинно ударные темпы выполнения наших заданий по снабжению города Ленинграда, его промышленности и пролетариата топливом и строительным материалом, за сознательное отношение к труду и образцовое поведение – дана настоящая грамота заключенному Поцелуйкину А., члену трудового коллектива «Штурм пятилетки».
К письму прилагается справка о том, что действительно работал на шахте №5 в качестве вагонщика. С 4 апреля 1922 года по 11 февраля 1931 года.
Удостоверение осужденному Поцелуйкину А. В.
Нарсуд г. Сталино от 8.07.1931 г., считая с 26.06.31 по 26.06.1934 в том, что он освобожден из Свирских лагерей ОГПУ по окончании срока лишения свободы с зачетом рабочих дней по Свирлагерю с поражением в правах на три года. И направляется в Буденновский куст Сталинского округа.
Управление Свирских исправительно-трудовых лагерей.
Долготерпение, сила воли людей, подвергавшихся таким лишениям, да милость Божья, спустя многие годы, изменили окружающий мир. Теперь каждый гражданин государства имеет конституционное право голоса.
Елена Божко, главный специалист госархива области