По мнению экспертов, на сегодняшний день безопасность дончан обеспечивается лучше, чем в других городах стран СНГ. И все благодаря программе «Безопасный город», которая работает в Донецке. При этом большинству горожан до сих пор не совсем понятно, что же представляет собой эта система и как она работает.
Принимая во внимание указанный выше факт, корреспондент «Жизни» решил посетить Центр оперативного реагирования милиции, чтобы своими глазами увидеть, каким образом современные технологии помогают обеспечивать безопасность горожан.
Центр был создан в 2012 году, аккурат перед началом Евро-2012, и по своей сути является подразделением милиции, координирующим работу системы «Безопасный город». Именно сюда стекается информация с сотен камер видеонаблюдения, установленных в разных точках города, и, соответственно, отсюда осуществляется руководство милицейскими нарядами.
Гостей здесь не бывает
Ничем не примечательное, на первый взгляд, двухэтажное здание расположено неподалеку от цирка «Космос», однако закрепленная при входе табличка сообщает о том, что адресом я не ошибся.
В ожидании начальства я имел возможность как следует осмотреться. Контрольно-пропускной пункт Центра мало чем отличается от своих аналогов в районных отделениях милиции. В глаза бросается разве что отсутствие привычных стендов с информацией для граждан, так как обязанности сотрудников ЦОРМа ограничиваются приемом телефонных сообщений о тех или иных происшествиях и осуществлением руководства нарядами.
«Мы отслеживаем оперативную обстановку, получаем сигналы от граждан и обеспечиваем реагирование, – объясняет мне начальник дежурной части Донецкого городского управления ГУ МВД Украины в Донецкой области Дмитрий Галушкин, – кроме того, в случае необходимости обеспечиваем взаимодействие с другими службами».
В коридорах Центра, в отличие от тех же райотделов, пустынно и тихо. Кажется, что дежурные вообще не отходят от своих рабочих мест.
Что такое ЦОРМ?
Помимо уже упомянутого начальника дежурной части, любезно согласившегося провести для меня экскурсию, в здании ЦОРМа несут службу четыре оператора телефонной линии 102, три инспектора по управлению нарядами и технический специалист, отвечающий за качественную работу оборудования.
«А здесь у нас аналитический отдел, – указывает мой собеседник на неприметную дверь, – группа аналитиков постоянно следит за тем, как работает Центр, и выявляет все недостатки».
Чтобы попасть в то или иное помещение, Дмитрий Анатольевич использует электронный ключ-карту. Все двери в здании постоянно заперты. Учитывая, что, по сути дела, именно отсюда контролируется текущая обстановка в городе, данная мера предосторожности выглядит весьма разумно.
Мы входим в помещение, в котором размещаются инспектора по управлению нарядами. Огромный экран, закрепленный на стене, демонстрирует нам карту Донецка с передвигающимися по ней нарядами патрульной службы, ГСО и внутренних войск. Один из офицеров сосредоточенно записывает что-то в блокноте, приложив к уху телефонную трубку, то и дело поглядывая на карту.
Как это работает?
«Принимая сообщение, оператор устанавливает конференц-связь с инспектором. Сообщение еще не зарегистрировано, а инспектор уже получил информацию и передает ее ближайшим патрулям, – объясняет механизм работы майор Галушкин. – Обратите внимание, на карте появилась метка происшествия. В данном случае произошло ДТП. Мы видим, как в сторону указанной метки начал движение наряд ГАИ».
В это время инспектор уже связался со службой экстренной медицинской помощи и попросил диспетчера прислать машину к месту аварии.
На вопрос, можем ли мы посмотреть на происходящее при помощи камеры, Дмитрий Анатольевич отметил, что, к сожалению, камеры пока установлены не по всему городу: «Большинство камер расположены в центре города, в местах проведения массовых мероприятий и больших скоплений граждан. Но в будущем камеры будут установлены во всех районах города».
Видео не главное
Мне объяснили, что в работе Центра видеонаблюдение отнюдь не является главной составляющей. «Физически невозможно круглосуточно просматривать трансляции более с чем 400 камер, – вносит ясность Дмитрий Галушкин. – Мы используем камеры в ходе массовых мероприятий или когда получаем сигнал о преступлении. Все записи хранятся на нашем сервере, и в случае необходимости мы можем в любой момент пересмотреть их».
Главным в работе ЦОРМа следует считать оборудование, позволяющее в реальном времени контролировать обстановку в городе, координировать действия оперативных групп и обеспечивать быстрое реагирование на сообщения о правонарушениях.
Безнадежно отстаем
Нелишне будет заметить, что программа «Безопасный город» разрабатывалась с учетом зарубежного опыта. То, что для нас с вами является новинкой, давно и успешно используется во всех крупных городах Европы и США. К примеру, в Англии насчитывается более 4 миллионов камер видеонаблюдения.
Ни один автомобиль, въезжающий в Лондон, не остается неопознанным. Камеры фиксируют номера проезжающих машин и автоматически сверяют их с электронной базой данных. В Германии городские системы видеонаблюдения начали появляться еще в конце 1990-х годов. О городах Америки даже говорить нечего. После терактов 11 сентября 2001 года американское правительство сделало правильные выводы и озаботилось безопасностью с необычайным рвением. Поэтому глупо было бы отрицать, что в вопросах безопасности мы безнадежно отстаем.
Откровенно говоря, ЦОРМ не является чем-то принципиально новым. Он представляет собой обыкновенную дежурную часть городского управления милиции. Такую, какой она и должна быть в XXI веке.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ, фото автора