Главный человек больницы
Главного врача Димитровской центральной городской больницы Анатолия Рыбку знают не только в его родном городе. И он сам, и персонал его клиники вылечили немало больных из близлежащего Красноармейска и других окрестных городов и сел. С тех пор, как он встал у руля, выросла и больница – как в масштабе своего авторитета, так и в масштабе занимаемых площадей.
И если многочисленные награды врача Анатолия Рыбки – свидетельство признания его заслуг государством, то многочисленные спасенные жизни – доказательство правильности выбранного им жизненного пути.
Сильная школа
«Я никогда даже не помышлял быть организатором и цели занять руководящую должность у меня не было», – говорит Анатолий Рыбка. И все же, вопреки желанию, в 1970 году его поставили руководить больницей, на тот момент стаж работы медиком у него не превышал и девяти лет. Зато была уже высшая категория по хирургии и немалый опыт проведения операций.
Несмотря на то, что родился в семье служащих, далеких от медицины, сам он ни о какой другой деятельности не помышлял. Успешно закончив Днепропетровский мединститут, Анатолий попросил направить его в родной Красноармейск. Однако попал в соседний Димитров, о чем нисколько не жалеет.
"Здесь была мощнейшая школа хирургии, очень сильные кадры, - вспоминает главврач. - Ведущий хирург, прошедший войну, Михаил Кравченко, у которого я учился, успешно проводил сложные полостные операции на печени, желудке, кишечнике – не боялся ничего". Учиться на практике приходилось днями и ночами. Каждый день - операции. На приеме в поликлинике бывал немного, в основном работал в стационаре – поэтому быстро рос как специалист. Отделения хирургии и травматологии в больнице разделены. Поэтому врач мог периодически менять род деятельности, пробуя себя сразу в двух сферах и тем самым расширяя опыт. "Интересовала хирургия в области урологии, но как только поработаешь в травматологии – она начинает нравиться своей простотой. Ведь здесь все ясно по рентгену – и уже от твоего мастерства, от «плотничества» зависит, как срастется. И быстро виден результат", - говорит Анатолий Рыбка.
Долг зовет
На посту главврача от хирургии он не отошел – продолжал оперировать. Руководитель больницы должен знать медицину не понаслышке, считает Анатолий Игнатьевич. Около 15 лет он разрывался между администрированием и врачебной практикой. И делал это с удовольствием, потому что как бы не уставал, ощущение того, что ты спас чью-то жизнь, окрыляло. В хирургии была его душа – выезжал на операции среди ночи, несмотря на повышение, учил новичков (его ученики трудятся в димитровской и донецких больницах). Но все-таки новая должность победила. Не мог он все время, уезжая на многочисленные совещания, оставлять только что прооперированного больного - душа болела. Многого от него ждала и больница, поэтому сделал выбор в ее пользу.
Больничный рост
Когда Анатолий Рыбка заступал на должность главврача, в больнице было всего четыре отделения: хирургия, травматология, терапия и детское. За 41 год его руководства количество отделений выросло почти втрое, появились кардиология, онкология, гастроэнтерология, дерматовенерология, гинекология, акушерство и ЛОР-отделение. Принимал новоиспеченный главврач два больничных корпуса, а за время его работы их стало 16.
Несмотря на то, что роль администратора была нелюбимой, исполнял он ее, как и все в своей жизни, на совесть. Помещений не хватало, больные лежали прямо в коридорах, и с этим надо было что-то делать. Однако как было выбить деньги у государства для маленького Димитрова? Рыбке повезло – недалеко строилась шахта им. А. Стаханова, и удалось убедить чиновников, что городу нужен новый больничный комплекс – в результате получили госвложения, и было построено сразу несколько корпусов. "Был и в Москве – в Госплане, и в Киеве, и когда все получалось – раздражали даже выходные, так входил во вкус своей деятельности", - шутит главврач. За успехи в развитии здравоохранения и укрепление его материально-технической базы получил ордена Ленина и Трудового Красного Знамени – награды по тем временам высокие.
Сейчас он подыскал и собирается оборудовать помещение для врачей семейной медицины - у них должны быть свои рабочие места. На счету Анатолия Рыбки – и три подстанции "Скорой помощи", открытые в соседних поселках: Гродовке, Новоалександровке, Новоэкономическом. По его инициативе туда были переданы машины и сотрудники, а иначе отуда больных до сих пор бы везли в дальнюю клинику Красноармейска, минуя близлежащую димитровскую, где оказывают помощь быстрее и ничуть не хуже.
Врачам навстречу
Глядя на Анатолия Игнатьевича, никогда не подумаешь, что в следующем году ему исполнится 75. В 7.15 он уже на рабочем месте. Позвонил в приемное отделение и в "Скорую" – и уже о ситуации в больнице знает. Накануне нашего приезда у Рыбки была беспокойная ночь: его специалистам пришлось делать семь сложных операций – ровно столько пациентов поступило с тяжелейшими травмами (одни - разбились в авто на Днепропетровской трассе, на других, кстати, жителей Красноармейска, - упал подъездный козырек). Вообще, травматизм сейчас носит почти эпидемический характер, говорит Анатолий Игнатьевич (особенно много несчастных случаев происходит в ДТП, на производстве и в бытовых "разборках").
В целом же, за год в его больнице делают около пяти тысяч операций различной сложности, а по стационару успевают оказать помощь 15-16 тысячам больных, не говоря уже о поликлинике, где их проходит в десятки раз больше. Почти 90% врачей ДЦГБ имеют высшую и первую категории, а это значит, что специалисты здесь – первоклассные. Правда, тех, что есть, не хватает: терапевты укомплектованы на 70%, а педиатры – вообще лишь на 40%. Медикам помогают, чем могут, оплачивают ночные дежурства и профосмотры, дают возможность подзаработать совмещением практики в стационаре и приемов в поликлинике. Конечно, людям мало, признает главврач, но это уже государственная проблема отношения к медицине.
Инновации требуют вложений
В больнице достаточно оборудования, однако 80% техники нуждается в обновлении, аппаратуре - полвека. Анатолий Игнатьевич с горечью приводит опыт Израиля и Германии, где медприборы служат максимум год и постоянно сменяются новинками – отсюда и большие успехи зарубежной медицины, к примеру, в лечении онкологии и не только. У нас же приходится все время выпрашивать, вот сейчас обнадежили в горсовете, что помогут с приобретением аппарата для лапароскопических операций (то есть без большого разреза). Два года ДЦГБ использует эту инновацию – и результаты прекрасные, рассказывает Рыбка. Теперь хотят применять аппарат и в гинекологии. В травматологии тоже освоили новейшие технологии остеосинтеза (когда специальными пластинами без гипса фиксируют сломанные кости и не страдают суставы). Могли бы и больше сделать, но на все нужны средства, а их не хватает даже на лекарства. Как и многие лечучреждения, больница обеспечена ими всего на треть от необходимого даже для оказания экстренной помощи.
По докторским стопам
Анатолий Рыбка – родоначальник медицинской династии. Сын – кардиолог, и внучка тоже учится в медуниверситете – будет фармацевтом. Поэтому к постоянной его занятости все относятся с пониманием. Жена – педагог-историк - на собственном опыте знает, сколько сил требует служение людям. Но когда выдается свободная минута, стараются наполнить ее общением друг с другом, выезжают на природу, любят чтение. Даже после прекращения врачебной практики Анатолий Игнатьевич читает медицинскую литературу. Он не только сам продолжает интересоваться лечебным процессом, в его советах нуждаются и практикующие врачи.
Анатолий Игнатьевич постоянно в движении, полон новых идей, которые он всегда доводит до воплощения. Насчет своей многолетней работы в ДЦГБ шутит: "Если городу Димитрову в нынешнем году исполняется 100 лет, то я праздную ровно полвека стажа". Он не представляет себя вне больницы, однако и больница не может обойтись без него. Конечно, у каждого лечебного учреждения – свой идеал главврача, но, наверное, Анатолий Рыбка к нему очень близок.
Елена ШУЛЮПОВА