С начала нынешнего года украинская «скорая» зажила по новым правилам – в силу вступил закон «Об экстренной медицинской помощи». Сам документ многообещающий и нацелен на то, чтобы снизить смертность среди населения и обеспечить максимально быстрое прибытие карет скорой помощи к пациенту. Касается это как городской, так и сельской местности.
Спустя пять месяцев действия вновь принятых норм в Министерстве здравоохранения отчитались, что на сегодняшний день во всех регионах Украины созданы и зарегистрированы центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, а также утвержден их штат. Но, несмотря на это, специалисты не скрывают, что работы еще более чем достаточно. Среди первоочередных задач – создание дата-центров и единых оперативно-диспетчерских служб, оснащенных GPS-навигацией.
Детальнее в том, как теперь будет функционировать скорая помощь и стоит ли украинцам ожидать существенных изменений, разбирался ForUm.
Экстренная неэкстренность
Наряду с утвержденным законом было также принято постановление Кабинета Министров «О нормативе прибытия бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место происшествия», согласно которому по экстренному обращению в черте города «скорая» должна прибыть через 10 минут после вызова, а в сельской местности – через 20 минут. Согласно документу, нормативы могут быть превышены только на 10 минут, да и то в случае непогоды.
Помимо этого, отныне существуют критерии, согласно которым диспетчер, принимающий обращение пациента, должен определить, экстренный это вызов или нет, неотложно отправлять к нему бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи или перенаправить обращение в соответствующее учреждение здравоохранения первичной медико-санитарной помощи.
«Есть вызовы, которые относятся к функциям скорой медицинской помощи, а есть относящиеся к функциям первичной медико-санитарной помощи. Поэтому диспетчер может передать вызов или на «первичку», для того чтобы к пациенту приехал семейный или участковый врач, или же приехала бригада скорой помощи, если для этого есть основания», – подчеркивает начальник отдела экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Министерства здравоохранения Михаил Стрельников.
Так, бригаду скорой помощи неотложно должны отправить к пациентам, находящимся в состоянии, сопровождающемся обмороком, судорогами, внезапным расстройством дыхания, внезапной болью в области сердца, рвотой кровью, острой болью в брюшной полости, наружным кровотечением, признаками острых инфекционных заболеваний, острыми психическими расстройствами, угрожающими жизни и здоровью пациента или других людей. Также «неотложка» поедет к пациенту с какими-либо травмами, в том числе полученными в результате ДТП, аварии на производстве или стихийного бедствия. К больному с переохлаждением, тепловым ударом, пораженному электрическим током или молнией, пострадавшему от укуса животных. Рассчитывать на прибытие «скорой» могут также беременные женщины, у которых начались преждевременные роды или произошли какие-то другие нарушения нормального протекания беременности.
К категории не экстренных обращений сегодня отнесены вызовы пациентов, у которых внезапно повысилась температура тела с кашлем, насморком, болью в горле, разболелась голова, наблюдается головокружение и слабость, повысилось артериальное давление или проявился болевой синдром у онкобольного. Сюда же относят и обострения хронических заболеваний пищеварительной системы и гипертонической болезни. На такой вызов должен приехать семейный или участковый врач. Если же такой возможности нет, то пациенту час придется ждать «скорой» или же самостоятельно отправиться в больницу.
Де-юре
Вместе с этими разграничениями в системе скорой помощи грядут и технологические изменения. Сейчас медики работают над реализацией Национального проекта «Своевременная помощь», завершение которого запланировано на 2014 год. За это время в каждом регионе должна появиться единая оперативно-диспетчерская служба и два дата-центра на всю Украину. Специалисты уверены, что их создание в разы упростит работу системы и позволит более эффективно распределять рабочий ресурс бригад скорой помощи. Задача, которая будет возложена на диспетчеров, – принимать обращения, определять, к какой категории они относятся, и отправлять к пациенту бригаду скорой помощи, которая территориально ближе всего расположена к месту вызова. Кстати, одно из немаловажных изменений, позволяющее диспетчеру принимать такое решение – это предусмотренная законодательством экстерриториальность. Это правило будет действовать как в рамках города, так и в сельских населенных пунктах.
«Бригада, которая относилась когда-то к району, теперь поставлена на баланс области, и приезжать на вызов будет ближайшая бригада, а не та, которая обслуживает этот район», – объясняет Стрельников.
«Размещение оказания помощи было на уровне районов. То есть финансировалось районной администрацией. И поедет машина или нет в соседний район, где что-то случилось, но нет свободной машины скорой помощи, раньше решалось на уровне администраций. Она бы не ехала. Сейчас принцип другой. Все перешло в областное подчинение. И поедет ли в соседний район машина или нет, теперь не решает район. Она поедет всегда», – добавляет Марина Шоломова, представитель команды проектанта (компания Avaya). Она также подчеркивает, что важным изменением является увеличение точек базирования карет скорой помощи. Особенно важно это для областей с большой сельской местностью.
Сходится с ней во мнении и представитель Минздрава Михаил Стрельников: «Как было раньше? У нас был район, при котором была Центральная районная больница, где находилось 2-3 бригады. Все они располагались в одном месте. Если радиус района примерно 60 км, в какой срок из этой ЦРБ доедет бригада в самое отдаленное село? Поэтому появилась идея создать в каком-то селе, которое имеет определенную зону ответственности, при ФАПе пункт базирования бригады. Во-первых, население будет знать, что там есть эта бригада. Они и ночью придут туда и получат медицинскую помощь. Мы когда прописывали норму о базировании бригад, указывали, что радиус должен быть не более 20 км. Только тогда можно будет выполнить 20-минутный норматив, даже с учетом состояния дорог», – говорит медик.
Специалист Минздрава также отмечает, что после создания единых региональных оперативно-диспетчерских служб появится возможность фиксировать абсолютно все обращения пациентов.
«Будет идти запись того, кто позвонил, когда и какой диспетчер принял звонок. Говоря юридическими терминами, это является прокурорским документом, который в любой момент можно поднять и посмотреть, каким было обслуживание того или иного вызова. Поэтому диспетчер, работая с таким вызовом, в определенной степени понесет ответственность, поскольку будет знать, что его разговор с больным, который звонит, в любой момент фиксируется. У человека появляется гарантия того, что, если он позвонил в единую оперативно-диспетчерскую службу, к нему обязательно прибудет бригада скорой помощи», – объясняет Стрельников.
По словам руководителя Национального проекта «Своевременная помощь» Алексея Навроцкого, создание региональных диспетчерских запланировано на нынешний год. В то же время он подчеркивает, что система, которая работает в единой региональной диспетчерской города Киева, меняться не будет. «В систему, работающую в столице и демонстрирующую свою эффективность, намерены внести дополнения, доработки, доукомплектовать», – отметил он.
В целом же процесс рефрмирования будет зависеть, прежде всего, от готовности регионов и финансирования. Сегодня, по его словам, первый транш средствна реализацию задач Национального проекта «Своевременная помощь» в 2013 году составляет 50 млн грн.
Предполагается, что в дальнейшем вызвать «скорую» можно будет не только телефонным звонком, но также смс-кой или через социальные сети. А машины «скорой» оснастят GPS-навигацией.
«Включенная в Национальный проект технология предусматривает возможность передачи информации о вызове экстренной медицинской помощи не только теми системами связи, которыми пользуются сейчас, но и в соответствии с существующими мировыми стандартами. Интеграционная шина предусматривает возможность принятия вызова от всех средств связи», – рассказывает Навроцкий.
Еще одно новшество системы скорой помощи – создание двух дата-центров, один из которых планируют сделать резервным. Именно на их основе будет формироваться единое национальное медицинское поле, так как в нем предполагается сохранять абсолютно всю информацию, в том числе поступающую в единые региональные оперативно-диспетчерские службы: карточки пациентов, все записи, историю вопросов по каждому из пациентов.
«Дата-центр – это ядро и сердце системы, которое накапливает всю информацию в системе экстренной медицинской помощи в стране, которое непосредственно отвечает за то, чтобы один региональный центр мог подхватить систему другого, если у него возникли технические неполадки. То есть, например, если в Днепропетровске что-то происходит с сервером, то Полтавский регион должен полноценно подхватить днепропетровскую серверную и выполнять ее заявки. За все это отвечает дата-центр. И он для безопасности и надежности, а также для формирования единого национального медицинского поля. Потому что вся информация: карточки пациентов, все записи, вся история вопросов по каждому пациенту экстренной медицинской помощи будет сохраняться именно тут.
Де-факто
Пока же все эти положения только задекларированы и ждут часа своей реализации. Специалисты отмечают, что больше готовы к созданию единых региональных диспетчерских, конечно, пилотные регионы, в которых медицинская реформа стартовала еще в январе прошлого года.
«Они уже работают больше года над реформированием экстренной медицинской помощи, уже вложены средства, подготовлены помещения, мы ведем мониторинг этого процесса. Люди готовы к внедрению Нацпроекта «Своевременная помощь». Наши коллеги из Государственного агентства инвестиций и управления национальными проектами в ходе визитов в эти регионы констатировали, что там уже готовы к более тесному сотрудничеству», – говорит Стрельников.
Тем не менее, реформа экстренной медицинской помощи распространяется абсолютно на все регионы, поэтому к переменам следует готовиться всем без исключения. Когда они все-таки проявятся на практике – это уже отдельный вопрос.
Пока же в пилотных областях понемногу начинают рапортовать о том, что уже удалось сделать и каков результат этой работы. Так, к примеру, в Винницкой области уже создано 6 станций скорой помощи, работает 30 подстанций, 26 отделений экстренной медицинской помощи и 52 пункта базирования скорой помощи.
«До пилотного проекта у нас было всего 2 станции, 30 отделений и 8 пунктов, где размещались кареты скорой помощи. В основном это были сахарные заводы, где работало много людей и стояли автомобили во время работы этих заводов. На сегодня обеспечение вызова обходится почти в 30 грн. До проведения пилотного проекта эта сумма варьировала от 3 до 5 грн», – рассказывает главный врач Винницкого областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Анатолий Пирныкоза.
Подобную ситуацию констатируют и в Днепропетровской области. По словам главного врача Днепропетровского КП «Областной центр экстренной медицинской помощи» Радия Шевченко, за 2 года количество мест базирования карет скорой помощи в области увеличилось с 91 до 138, количество бригад скорой помощи – с 259 до 282.
«По оперативным данным за первый квартал нынешнего года, увеличился процент своевременного прибытия до 92,6 % – в городах и до 92,7% – в сельской местности. На протяжении 2012 – начала 2013 года больше чем в 8 раз увеличилось финансирование одного вызова: с 3 до 25 грн», – говорит Шевченко.
Каков же будет результат в целом по Украине, предугадать непросто, так как реформирование – сложный и требующий длительного времени процесс.
for-ua.com