«Газпром» пошел в обход Украины
8 ноября консорциум Nord Stream объявил о введении в эксплуатацию первой очереди газопровода «Северный поток».
В «Газпроме» не скрывают, что многомиллиардный транзитный проект «Газпрома» преследует цель уменьшить зависимость от стран – транзитеров газа, и прежде всего Украины. Запуск «Северного потока» действительно уменьшит загрузку украинской ГТС, однако настоящую угрозу для Киева несет другой транзитный проект «Газпрома» – «Южный поток» по дну Черного моря. Сделав ставку на наращивание транзитных мощностей в Европу, «Газпром» может переиграть самого себя, в случае, если Евросоюз таки реализует планы по уменьшению зависимости от традиционных энергоресурсов.
С момента старта мощность «Северного потока» составит 8,5 млрд кубометров газа. В 2012 году газопровод должен выйти на полную мощность – 27,5 млрд кубометров. Реализация проекта повысит экспортные возможности «Газпрома» в европейском направлении на 15%. В итоге они превысят 200 млрд кубометров газа в год.
«Газпром» уже сообщил о наличии подписанных контрактов на дополнительные объемы поставки 22 млрд кубометров газа по «Северному потоку», что составляет 80% проектной мощности первой очереди трубы. Благодаря реализации проекта «Газпром» планирует увеличить свою долю на рынке Европы с 25% до 30% к 2030 году. Nord Stream оценивает дополнительный спрос на импортный газ в Европе в 2030 году в 180 млрд кубометров. Половина роста спроса вызвана прогнозами роста потребления, половина – необходимостью заместить сокращение добычи газа в Северном море. Исходя из объемов загрузки, в консорциуме Nord Stream рассчитывают, что «Северный поток» окупится за 14-16 лет.
Газопровод «Северный поток» строился для поставок газа в страны Северной Европы. В свою очередь через территорию Украины транспортируется газ в страны Центральной и Южной Европы и в Турцию. Таким образом, введение в эксплуатацию нового проекта приведет к незначительному уменьшению транзита через Украину в пределах 5-10%. При общем доходе от транзита в $3 млрд потери «Нафтогаза» составят до $300 млн (2,4 млрд грн)
Вместе с тем, международное рейтинговое агентство Fitch заявило, что запуск «Северного потока» будет иметь негативные последствия для «Нафтогаза», рейтинг которого в настоящее время всего на одну ступень выше дефолтного уровня. Fitch оценивает снижение выручки компании уже в следующем году примерно на 20%. Ситуация усугубляется еще и тем, что финансовое положение «Нафтогаза» с каждым месяцем ухудшается. Компания не смогла самостоятельно рассчитаться за импорт российского газа в октябре. Для этого пришлось привлечь очередной кредит российского Газпромбанка в объеме $550 млн. Отдавать его «Нафтогаз» будет за счет будущих транзитных платежей, полученных все от того же «Газпрома».
Тот факт, что сегодня профицит транзитных мощностей «Газпрома» в направлении Европы составляет около 25%, несет дополнительные риски для Украины. Ведь сухопутный маршрут транспортировки через Украину более дешевый и безопасный по сравнению с морскими маршрутами. Однако «Газпром» реализует последовательную политику, направленную на отказ от зависимости от сухопутных маршрутов транспортировки газа в ЕС.
Дальнейшее увеличение профицита транзитных мощностей после строительства «Северного потока» позволит России маневрировать потоками газа. Таким образом, «Газпром» получит дополнительные рычаги влияния на страны-транзитеры, в частности Украину, а также на страны-потребители.
Но наибольшую угрозу для Украины представляет другой морской транзитный проект «Газпрома» - «Южный поток» по дну Черного моря. В случае его ввода в эксплуатацию транзит российского газа через Украину может существенно снизиться – до 30%. В совокупности с «Северным потоком» Украина может лишиться до 40% транзитных потоков газа от нынешних показателей. Это уже представляет большую угрозу для отечественной ГТС и грозит существенным снижением доходов пока государственного «Нафтогаза».
Реализация новых морских транспортных коридоров в обход Украины может быть отложена только в случае появления реального противодействия со стороны властей Евросоюза все возрастающему влиянию «Газпрома» на европейских рынках. До сих пор европейские чиновники твердо придерживаются позиции, согласно которой Европа должна продолжить политику диверсификации источников импорта газа. В противном случае Еврокомиссия даже угрожала регулятивными мерами, которые могут привести к уменьшению потребления газа в странах ЕС с нынешних 500 до 400 млрд кубометров в год. В результате этого строительство новых экспортных коридоров «Газпрома» может потерять всякий смысл. Однако Европа, напуганная газовой войной 2009 года, не спешит на помощь Украине, которая неоднократно подчеркивала преимущества сухопутного маршрута транспортировки газа через свою территорию. Возможно, ситуацию изменит создание международного консорциума или СП по управлению украинской ГТС, в состав учредителей которого одновременно с Украиной войдут «Газпром» и одна из европейских энергетических компаний. Именно такой вариант развития событий может обеспечить Украине определенную страховку от падения объемов транзита через свою территорию в ближайшие десятилетия.
Однако вместе с украинской ГТС рискует и «Газпром». Не следует забывать, что принципы экологической политики Европы декларируют необходимость декарбонизировать экономику, то есть минимизировать потребление нефти и газа к 2050 году. Если правительства стран Евросоюза достигнут заявленной цели, это приведет к существенному уменьшению потребления газа и лишит новые транзитные маршруты «Газпрома» газовых потоков.
Дмитрий Марунич
for-ua.com