29 января в Киеве состоялся «круглый стол» на тему «Журналистика в условиях политического кризиса и гражданского противостояния», организованный журналом «Вести.Репортер» (Киев) совместно с журналом «Русский репортер» (Москва).
В заседании круглого стола приняли участие представители СМИ из Украины , России и стран ЕС, в частности, Виталий Лейбин (главный редактор «Русского репортера»), Игорь Гужва (руководитель холдинга «Мультимедиа-инвест групп»), Сакен Аймурзаев («Эхо Москвы»), Матвей Ганапольский («Эхо Москвы»), Мыкола Вересень (украинский тележурналист), Кирилл Вышинский (собкор телеканала «Россия» в Украине), Алексей Муравьев (редактор проекта «Полит.ру»), Петр Билян (редактор отдела «Политика» газеты «Бизнес»), Искандер Хисамов (ведущий аналитических программ на телеканале UBR), Александр Мартыненко (гендиректор агентства «Интерфакс-Украина»), Ирина Верещук (мэр города Рава-Русская, Львовская область), независимый журналист Леонид Швец.
Модератор, главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин вынес к обсуждению три главных вопроса: «Чем отличается свободная журналистика от революционной и контрреволюционной?», «Есть ли место журналисткой нейтральности и стандартам журналистики в ситуации с освещением революции?», «Возможно ли понимание журналистов с разными позициями, и из разных стран?». Часто дискуссия между собравшимися от заданной темы переходила в политическую плоскость, но удалось поговорить по существу. В целом участники «круглого стола» пришли к выводу, что в Украине сейчас многие журналисты ощущают и позиционируют себя не как журналисты, а скорее как общественные деятели с четко выраженной политической позицией. Мнения хорошо это или плохо разошлись. Одни считали, что это нормальное явление во время революции. Другие, что такая позиция лишает аудиторию объективной информации.
«Украинская журналистика взяла в руки меч. Многие мои знакомые украинские коллеги просто потеряли голову. Они делят СМИ на «свои» и «чужие» и призывают не подавать руки тем, кто работает в «чужих». Журналисты становятся активистами, пропагадистами, общественными деятелями, кем угодно, но только не журналистами. Это такие журналистские манкурты. Они не знают, что такое второе мнение. Они не могут давать объективную информацию. Конечно, не все журналисты в Украине такие. Есть и объективные издания и телеканалы, которые стремятся честно информировать людей, но общий тренд тревожный. И это большая проблема", - говорит известный российский журналист Матвей Ганапольский.
«Главная проблема украинской журналистики в том, что у нее слишком короткая память», – в свою очередь сказал журналист «Эхо Москвы» Сакен Аймурзаев и привел пример из собственного опыта. «Я работал на канале «Интер» с Евгением Киселевым на его программе «Большая политика», ровно до того момента, когда эта программа из журналисткой превратилась в пропагандистскую. Тогда я ушел. После того, как стала заметна неземная любовь ведущего программы к Виктору Федоровичу Януковичу и иже с ним, редакторы этой программы, которые остались работать с ним и оставались до последнего - вплоть до того момента, как Киселева уволили с «Интера», они поддерживали курс правящей партии и выполняли прямые цензорские указания г-на Шувалова (Игорь Шувалов. – Ред.), который курировал этот канал. Вплоть до того, что стенографировали его советы о том, как надо монтировать сюжеты. Эти люди были уволены вместе с Киселевым с канала «Интер», и сейчас эти люди сменили аватарки в Фэйсбук черными квадратами после того, как погибли люди на Грушевского. Теперь они пишут слезливые посты о том, какой президент тиран. Можно спросить: что стало с этими людьми, которые три года спокойно служили режиму?», – сказал Сакен.
Журналист Леонид Швец таким образом объяснил ангажированность многих журналистов и перекос в информационной политике: «мы не можем быть объективными. На нас давят. Наших коллеги и друзей похищают. Я хорошо знаю журналиста Игоря Луценко, которого недавно похитили. Хорошо, что у него хватило здоровья выползти из этого леса. Вы предлагаете мне стать объективным и одинаково судить мучителей Луценко и самого Игоря, которые себя, наверное, в меньшей степени отделяет от Правого сектора, который бросает коктейли Молотова в «Беркут»? Я тоже так не могу. Нельзя от нас требовать, чтобы мы поднялись над схваткой. Мне сейчас жалко журналистов».
Игорь Гужва, руководитель холдинга «Мультимедиа-инвест групп»:
«Я хотел бы обратить внимание на два простых момента при подаче новостей. Избивают Татьяну Черновол. Я захожу на свою страницу в Facebook, где есть представители обеих сторон конфликта, лента делится на две части. Одни кричат, что это сделал Янукович, что это по приказу Захарченко, титушки и так далее. Представители второго лагеря утверждают, что журналиста избила сама оппозиция, потому что ей нужно было как-то разогреть протест. Еще один пример - трагедия 22 января на Грушевского, когда застрелили активистов. Смотрю ленту Facebook: один лагерь, в том числе журналисты, сразу же говорят о том, что власть пролила первую кровь. Другой лагерь заявляет о снайперах НАТО. Нам нужно договориться о простых вещах. Первое: не кричать дурным голосом о чем-либо, если ты сам не разобрался в предмете, если нет фото или видеофиксации, если ты там лично не присутствовал и не уверен на 100% в достоверности информации. Второе: нужно поставить себе некие маркеры, которые нельзя переходить вне зависимости от политических симпатий и антипатий. Например, мы должны сказать себе, что любое насилие для нас неприемлемо, мы не должны становиться ни на сторону штурмовиков, которые нападают на «Беркут», ни на сторону "Беркута", который издевается над людьми. Мы можем говорить о причинах, которые привели к конфликту, о том, что людей довели, но мы не можем делать героев из тех, кто совершает насилие».
Александр Мартыненко, генеральный директор агентства «Интерфакс-Украина»:
«Студенты часто задают мне вопрос: какими профессиональными качествами должен обладать журналист? У нас есть стандарты – обычные и понятные для всех мировых СМИ: оперативность, достоверность, объективность, две точки зрения и так далее. А есть масса других СМИ (не будем перечислять их названия и показывать пальцем), где стандарты совершенно обратные – необъективность, недостоверность, отсутствие двух точек зрения. Но по формальным признакам, это - тоже СМИ. И неважно на какой платформе они при этом вещают. Поэтому я и говорю студентам: если вы идете работать в СМИ с правильными стандартами, то готовьтесь им соответствовать. Если же идете в необъективные, то вам нужно быть мерзавцем, подонком и циником. Это обязательные профессиональные качества для работы в таких СМИ. Вам просто легче будет работать, пить будете меньше, совесть не так будет мучить. Востребованы в этой профессии все, я прошу этого не забывать».
Мыкола Вересень, телеведущий:
«Общего знаменателя пока в Украине нет, иначе мы бы все играли по одним правилам. Если начать соблюдать все пункты стандартов журналистики, то завтра у нас уже не было бы ни газет, ни телеканалов. Когда вы говорите, что не нужно друг друга «мочить», нужно четко понимать все параметры и отделить журналистов от пропагандистов, пиарщиков и так далее. Их, видимо, можно «мочить», потому что они залезли в чужой цех. Хорошо бы, чтобы все в нашем цеху понимали, кто нас позорит. Но такого цеха нет, люди не воспринимают параметры, которые отличают журналиста от не журналиста. Одни люди понимают журналистику так, а другие – совершенно иначе. Поэтому говорить о какой-либо договоренности между журналистами, каких-нибудь правилах, пока не приходится»
vesti.ua