Автор этой статьи недавно побывал в одной бывшей советской республике, давно сделавшей европейский выбор и живущей сейчас в совсем другой, чем Украина системе координат.
В январе 2015 года Литва вступает в зону евро и это воспринимается там, как будничное событие. За прошедшие после распада Советского Союза годы литовцы многое изменили в своей повседневности, и их опыт может быть в чем-то полезен для нас, разрывающихся в своих симпатиях между ЕС и ТС.
Дороги, тротуары, фонари…
Если вам требуется приобрести электротовары, то обязательно обратите внимание на elektrika.ua. В данном интернет-магазине большой выбор товаров для вашего дома и офиса, а так же можно приобрести системы уличного освещения.
Житель Украины, попадая в Литву, сразу обращает внимание на заметную уютность жизни. Причем касается это не только крупных городов, что было бы неудивительно, учитывая наш опыт, но и вполне ухоженных маленьких местечек.
Вот, к примеру, Йонава - местечко в 100 км от Вильнюса. Живет там 30 тысяч жителей, которых городские власти недавно обрадовали новой набережной и строящимся спорткомплексом с горнолыжной трассой и певческим полем. Неплохо для маленького городка? К тому же в Йонаве ударными темпами идет капитальный ремонт советских домов, после которого «гостинки» и «хрущевки» сложно узнать.
Можно выделить несколько параметров городского благоустройства, по которым литовцы неплохо преуспели в последнее время.
Начать, разумеется, стоит с дорог. Как говорят местные жители, плохие дороги в Литве есть в Каунасе. Однако, приехав туда, автор этой статьи не обнаружил чего-то катастрофического. Да, на каунасских шоссе хватает «заплаток», но сделаны они гораздо аккуратнее и ровнее, чем у нас. Выбоины там не часто втречаются, и по нашим меркам такие дороги считались бы неплохими.
В целом же, дороги в Литве, как в городах, так и между ними нормальные, а по украинским понятиям – отличные.
Уличное освещение даже в маленьких городках сохраняется на приличном уровне. За это отвечают местные власти и они, судя по всему, понимают, что в городе должно быть светло, а не полутемно.
Отдельно стоит упомянуть программу капитального ремонта жилых домов. У нас об этом говорят уже давно, но до практических шагов еще не дошло. А литовцы активно используют опыт Восточной Германии. Дома советского жилого фонда они не сносят, а аккуратно ремонтируют.
Утепляются наружные стены, ремонтируются подъезды, что дает совсем иной функциональный и эстетический эффект. Литовцы посчитали, что сносить «гостинки» и «хрущевки» будет дорого, а вот привести их в порядок – более рентабельная задача.
«Европейцы»
И здесь мы подходим к наиболее интересному вопросу о том, могла ли такая программа состояться у нас? Сложно сравнивать украинские и литовские условия. Поддержку Литве оказывает Европейский Союз. В стране, в частности, работают программы восстановления центральных районов исторических местечек и реновации жилого фонда.
Но, когда речь идет о ремонте всего жилого дома, значение имеет не только финансовая поддержка ЕС, но и желание самих людей изменить свою жизнь в лучшую сторону. Жители ремонтируемых домов частично оплачивают услугу «реновации» и без их согласия эта программа не смогла бы сработать.
Неплохо справляются литовцы и с «проблемой» уборки городов и местечек. В стране приветствуется раздельный сбор мусора, о чем напоминают разноцветные контейнеры возле жилых домов. Мусор вывозится часто и не валяется под ногами.
Также сложно встретить горы мусора вдоль основных автострад. Более того, вместо привычного нам мусора вдоль дорог стоят заборы, мешающие диким животным выбежать на дорогу. У нас о таких мелочах пока не думают.
В литовских городах замечаешь подтверждение известного правила о том, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Наши жители, судя по текущей ситуации, пока не готовы реализовать это правило в жизни. А раздельный сбор мусора в украинскую практику внедрить, так же сложно, как и создать ОСМД в большинстве домов советского времени постройки.
Все это, и чистые улицы, и красивые подъезды напоминают, что сближение с Европой должно начинаться не только с подписания бумажек о зоне свободной торговли, но и с поведения самих людей. Людей, которые не просто ждут, что им принесут «Европу» прямо в квартиру, а сами работают в этом направлении благоустройства.
Угроза сплошной эмиграции
Разумеется, картина жизни в Литве далеко не идиллическая. Зарплаты значительно отстают от европейских. К примеру, учитель в средней школе получает примерно 500 евро, что лучше, чем в Украине, но несравнимо с Западной Европой.
Сами литовцы уже не очень замечают, что их жизнь в чем-то лучше, чем у соседей по бывшему Союзу. Жители Литвы сравнивают свою страну с Германией и государствами Скандинавии. Поэтому им кажется, что уровень жизни нуждается в существенном повышении.
Молодежь и люди среднего возраста ищут наиболее простые и доступные способы выхода из такой ситуации. Они пытаются сменить свое место проживания.
Эмиграция из страны, как признают местные жители, носит существенный характер. Вызвана она не столько тяжелыми условиями жизни, сколько широкими миграционными возможностями, полученными благодаря пребыванию в ЕС.
Уже сейчас в некоторых жилых домах в городах Литвы не часто можно встретить молодых людей. И с этой проблемой литовским властям придется бороться, чтобы в один грядущий миг не остаться без своих граждан.
Понятно, что многие из литовцев, сумев адаптироваться в Западной Европе, не захотят возвращаться на Родину. Как это и бывает в таких ситуациях, переломным становится момент, когда дети эмигрантов получают образование и у семьи появляются новые жизненные перспективы. Эмиграция из Литвы длится практически весь период ее процесса евроинтеграции. То есть, семей, пустивших сейчас корни на новых землях не так уже и мало.
На сегодняшний день сложно оценить фактический объем населения Литвы. Но даже самые патриотично настроенные литовцы признают, что за годы евроинтеграции могли потерять почти миллион постоянных жителей государства.
Такая парадоксальная ситуация складывается в небольшом балтийском государстве, жители которого стали европейцами не только на бумаге, но и в собственной жизни.
Федор Михайловский.