Завалить ЕС товарами не удалось
Планы стремительного покорения европейских рынков до сих пор не реализовали примерно 90% украинских компаний.
По данным таможни, за четыре месяца текущего года сумма экспорта украинских товаров в целом оказалась на 34,7% меньше, чем год назад.
В денежном эквиваленте за январьапрель 2015 года экспорт потерял $6,7 млрд., составив всего $12,5 млрд.
Поставки на европейский рынок тоже сократились на 35% до $2,2 млрд. в сравнении с аналогичным периодом 2014 года.
По словам экономиста Александра Охрименко, процесс экспансии достаточно сложен изза бюрократизации рынка ЕС. По его наблюдениям, резкое сокращение началось с января этого года, когда экспорт в ЕС упал на 31% — до $1 млрд. (Для сравнения: за весь 2014 год поставки в страны ЕС составили $17 млрд., что лишь на 2,6% больше показателей 2013 года. И заменить рынком ЕС 53%ное падение поставок в страны СНГ в ближайшее время вряд ли удастся.)
В прошлом году украинский экспорт в Европу состоял в основном из продукции аграрного сектора. Поставки же металлопродукции — еще одной традиционной украинской товарной позиции для ЕС — сократились.
Это связано как с высоким урожаем зерновых в Украине, так и с влиянием торговых преференций ЕС. Однако уже в мае украинские сельхозпроизводители исчерпали годовые квоты на экспорт большинства продуктов в Европу.
ПРОБЛЕМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
«Безграничный торговый потенциал ЕС — любимый миф нашего бизнеса», — считает управляющий партнер и совладелец Trade hub Евгений Саранцов. По его словам, адекватного анализа товарных рынков ЕС в Украине просто не существует — ни у представителей профильных госорганов, ни у ассоциаций и экспортных структур, ни даже у консалтинговых компаний.
«Чиновники сконцентрированы на крупных рынках, которые занимают около 60% в структуре экспорта: АПК, продукция металлургии и переработка сырья. Именно их и лоббируют на государственном уровне. Все иное мимо кассы», — говорит Саранцов.
По словам партнера компании по управлению экспортом Abbottpm Сергея Карандина, основная проблема компаний, уже работающих с внешними рынками, заключается в недоверии зарубежных партнеров к контрагентам из страны, где ведутся боевые действия. «Вторая неприятность — действия нашего правительства. Все, что связано с валютными операциями, — большая проблема для экспортеров», — уточняет он.
Да и у самих предпринимателей отношение к рискам работы в ЕС недостаточно серьезное. К примеру, бизнесмены никак не могут свыкнуться с инертностью местных покупателей, которых в действительности очень сложно заинтересовать контрактами с новыми поставщиками.
Еще одна проблема — зарегулированность рынков ЕС разнообразными стандартами и техрегламентами. «Адаптация к ним украинской продукции требует много времени и зачастую сопряжена с затратами на модернизацию производства. К сожалению, чиновники так и не сделали никаких реальных шагов для упрощения работы с ЕС», — отмечает Карандин.
Так, законопроекты в сфере безопасности пищевых продуктов застряли в кабинетах Минагропрода. Пока европейцы не требуют от украинских экспортеров обеспечить контроль безопасности на всех этапах производства продукции — «от поля к столу». Но это может случиться в любой момент.
УЗКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
«Подписание соглашения об ассоциации с ЕС в одностороннем порядке и отмена экспортных пошлин для отечественных товаров даст положительный эффект не раньше, чем через десять лет», — отмечает Александр Охрименко. Однако уже сейчас отдельные отечественные предприниматели успели хорошо зарекомендовать себя в производстве специфических товаров. Мало кто знает, что Украина поставляет в ЕС продукцию, которая в общей статистике не отражена (спрятана в разделе «другое»). К примеру, органическая продовольственная продукция, соки, мед, алюминиевые упаковки для продуктов, оборудование для измерения уровня радиации и прочее. В структуре официальных данных это, возможно, мизер, но именно эти узкие ниши дают возможность представителям отечественного малого и среднего бизнеса верить в дружбу с Европой.
К примеру, крупнейшие европейские импортеры (Германия, Польша, Испания) съели за прошлый год около 20 тысяч тонн украинского меда.
Соки премиумкласса поставляют в ЕС компании Galicia (часть TBFruit) и «Галс Лтд».
Некоторые западноукраинские компании нашли свою хлебную нишу — работают с европейскими торговыми центрами, делая для них выпечку под private label.
За счет дешевой рабочей силы Украина стала интересной для выполнения заказов для целого ряда стран ЕС. И большинство экспертов единодушны во мнении, что, несмотря на большие амбиции, отечественным предпринимателям важно сейчас максимально приземлить себя и не упустить свой шанс стать вторым Китаем для европейцев.
«В условиях девальвированной гривни дифференциация на внешние рынки — это уже не вопрос дополнительной прибыли, это вопрос выживания бизнеса», — резюмирует Саранцов.
Комментарии