Габон обогнал Украину по ВВП
Нынче модно определять результативность действий власти по положению страны в различных авторитетных международных рейтингах. Мол, это вам не национальная статистика, не заангажированная – там-то уж точно не обманут! Возможно, доля здравого смысла в подобном «внешнем независимом оценивании» есть. Но и слепо доверять аналитикам МВФ, Всемирного Банка и других «рейтингующих» структур не стоит – уж слишком много зависит от особенностей национальных методик подсчёта макроэкономических индикаторов.
Если посмотреть на свежий рейтинг стран по валовому национальному доходу и паритету покупательной способности, то 134-е и 128-е соответственно место Украины может привести в ужас не только «пересічного» обывателя, но и обладателя диплома экономиста. В особенности, если учесть то, что опубликованный в 2015 г. рейтинг рассчитан по результатам 2013 г. В 2014 г., как известно, экономика Украины свалилась в крутое пике, и, соответственно, в следующем году всё будет ещё хуже.
Однако, вовсе не надо быть экспертом, чтобы понять, что живут украинцы всё-таки лучше, чем граждане Венесуэлы (80-я позиция рейтинга), Габона (86) или Анголы (121). Всё дело в том, что у нас вне зоны учёта постоянно оказывается громадный сегмент теневой экономики. Кроме того, есть разница в том, как считать объём национального продукта. Конечно, в тех странах, где принято платить за проезд по мостам и автострадам, уходить от налогобложения за счёт завышения стоимости передаваемых благотворительным фондам ценностей, проводить дорогие кампании социальной рекламы (и ничего по сути не меняющие в экономическом смысле), считая их частью национального продукта, ВВП и производные от него индикаторы будут гораздо солиднее, чем в Украине.
Только в США пищевые компании тратят около $ 20 млрд в рекламе, чтобы убедить потребителей есть больше. К сожалению, их усилия оказываются успешными, так как ежедневно каждый четвертый американец питается в ресторане быстрого питания, на общую сумму расходов в размере 110 млрд в год. Следовательно, американцы все чаще страдают ожирением (за последние 30 лет, процент американцев, которые не в состоянии использовать стандартный двухместный самолет из-за избыточного веса, вырос на 350%). Но большинству из них не удается сбросить вес, набранный в фастфудах, который обуславливает медицинские расходы, связанные с ожирением (ожирение часто приводит к диабету, увеличивает вероятность сердечных приступов и т.д.), на уровне около $ 50 млрд в год. Эти расходы увеличивают ВВП, но их вклад в реальное экономическое благополучие является весьма сомнительным.
Собственно говоря, наши власти тоже могли бы моментально на бумаге увеличить показатели ВВП, ВНП и производных от них – просто проведя учёт помощи, переданной волонтёрами украинской армии и пострадавшим от войны мирным жителям. На Западе бы так и поступили – скрупулёзно подсчитав каждый час волонтёрской работы и умножив его на ставку средней зарплаты. Но легче от этого никому бы не стало.
Теперь об активах. Для справки скажу, что жилищный фонд Украины составляет около 10,1 миллионов домовладений. Ведь есть в активах украинцев еще земля (в т.ч. и условно непродаваемая – сельхозназначения), автомобили (совокупная стоимость всех личных легковушек в Украине равна как минимум 19 млрд. долл), финансовые активы (в т.ч. и в пресловутых оффшорах). По моим расчетам, стоимость личных активов среднего взрослого украинца явно превышает 9 тыс.$.
Не стоит забывать и о долговом бремени. Ознакомившись со списком стран по внешнему долгу, где Нидерланды занимают верхнее место, с удивлением обнаруживаем, что в среднем на каждого подданного королевы Беатрикс ложится бремя в 226 503 долл. А на каждого гражданина Украины (36-я позиция) в не таком далёком 2011 г. приходилось в 106,8(!) раза меньше — 2121 долл. Теперь, разумеется, разрыв в долговой нагрузке сократился, но это тема отдельного разговора…
Ощутима разница и в подходе к оценке проблем. Безработица в Испании достигла 27% — это признано официально. Куда там Украине с ее 9%? А ведь у нас безработным будет считаться и отправившийся на заработки в ту же Испанию – при том, что он исправно пересылает часть заработка семье в Украину.
Но нам вовсе не стоит расслабляться, вверяя себя в руки мудрецов из МВФ – программы этой структуры, как правило, предусматривают урезание социальных расходов, закономерно приводящие к падению спроса и снижению производства. Пример Аргентины с её «дефолтным дублем» более чем показателен.
Да, мы должны понимать, что Украина находится в крайне тяжёлом экономическом положении, и без помощи Запада нам не обойтись. Да, надо вновь и вновь говорить о необходимости списания существенной части госдолга – так, как это делает Наталья Яресько. Да, надо чётко ставить перед собой задачу по увеличению внутреннего спроса и расширения экспортного рынка – при помощи тех же западных партнёров.
В противном случае Украина опустится не то что до условных индикаторов Габона, а до реалий Зимбабве, где экономическая катастрофа вынудила вчистую отказаться от национальной валюты.
from-ua.com