Нас ожидают очень сложные и грязные выборы, которые запомнятся всем надолго
Не дождавшись очередного транша, украинский Минфин взял в долг еще 725 миллионов долларов, через размещение государственных облигаций, под кабальные 9,15% годовых. Срок расчета - 2019 год, и мало кто сомневается в том, что данный заем сделан именно под будущие выборы, и что эти деньги, так или иначе, потратят в рамках избирательной компании Петра Порошенко. Может быть на удержание гривны, может быть на бюджетные расходы, а может на «распил» поддерживающим его олигархам или финансирование админресурса. Но поможет ли это выиграть выборы кандидату с самым большим антирейтингом?
Опора «гетьмана»: кому в Украине жить хорошо?
С точки зрения украинской политики, Петра Алексеевича можно охарактеризовать как лидера «пристроившихся» и кумира… ну, не будем обзывать наших наивных и не слишком одаренных соотечественников, поэтому так их и назовем - наивными. А чтобы это не прозвучало голословно, обоснуем данное мнение.
Кто такие «пристроившиеся»? Это довольно пёстрая группа электората, в которую входят все те, кто действительно доволен правлением нынешнего Гаранта и его винницких союзников. В первую очередь, конечно, всевозможные чиновники и олигархи, получившие хлебные должности или севшие на денежные потоки, действительно хорошо пристроившиеся люди. Со времен Кучмы, это главная опора украинских президентов. Не столько электоральная, так как таких счастливчиков на всю страну лишь несколько десятков тысяч, сколько «административная». Это они формируют избирательные штабы, расставляют своих людей в избирательных комиссиях, организовывают масштабную предвыборную агитацию, и они же срывают избирательные компании других кандидатов.
Однако эта главная опора президента одновременно является и его самой большой проблемой, снижающей его рейтинг. Ведь это она является сосредоточением коррупции, и это на неё возлагают основную вину за бардак и разруху в стране. Можно сказать, что Петру Алексеевичу, как и его «попередникам», приходится выбирать между своими «любими друзями» и народом. И нынешний президент тоже выбрал не народ.
И всё же при любом президенте какой-то части простого народа живется лучше, чем при «прежнем режиме» - кому-то материально, кому-то морально. А есть и такие, кто был доволен своим уровнем жизни тогда, и удовлетворен им сегодня – их не коснулись кризис и всеобщий социально-экономический апокалипсис.
Но кто входит в этот осознанный электорат Петра Порошенко, довольный его правлением, и получивший у украинцев ироническое прозвище «порохоботы»? Это крепко сидящий на тендерах от знакомых чиновников мелкий бизнес, это госслужащие, новый состав полиции и судьи, часть силовиков (в основном добровольцы и контрактники 2014-2018 г.г.). Это «пенсионная элита» с самыми большими пенсиями, это работающие на иностранные компании айтишники и фрилансеры, это немногочисленные работники украинских предприятий, получающие сейчас столько же (в долларовом эквиваленте), сколько и при «злочинном режиме».
Сколько их? Очень мало. Украинцев, удовлетворенных своих материальным положением настолько, что они, как минимум, не обвиняют в своей бедности президента и правительства, сейчас от силы 15-20%. При этом более половины из них отдает предпочтение другим кандидатам, но уже по политическим причинам. Кроме того, среди них есть и те, кто хотел бы уверенного экономического развития. А главная проблема Петра Алексеевича в том, что он как раз этого не обещает.
Действительно, за 4 года украинский Гарант чего только не обещал. Закончить АТО за считанные часы, вернуть Крым, установить мир, разорвать связи с агрессором, получить безвиз, получить томос, получить некие «потужні меседжи», теперь вот обещает вбить в Конституцию пункт о НАТО… Но из всех обещаний он с превеликим трудом реализовал только одно, да и то украинцам дали лишь краткосрочный туристический безвиз. А за невыполненное обещание освободить Донбасс быстро и малой кровью, даже извинился – аккурат в четвертую годовщину Изваринского и Иловайского «котлов», тень которых висит над имиджем главнокомандующего.
Но всё это, вместе с ежедневными президентскими спичами про «остаточно прощавай» и «отпор российскому агрессору», является лишь политикой. Об экономике Петр Алексеевич за эти 4 года практически не говорил, хотя сам он ею занимается активно, судя по растущим, как грибы, магазинам «Рошен».
Пожалуй, единственная экономическая тема в его выступлениях – это восторженные заявления о том, что товарооборот с Россией сократился, а с США и Европой вырос на какие-то проценты. Конечно, при этом никто не поясняет украинцам, что если тупо сокращать экспорт-импорт с РФ, то доля торговли с другими странами будет расти автоматически, это закон математики. А в реальном объеме? А в нем он лишь сократился. Так, согласно Госстату, в 2013 году объем товарного экспорта-импорта с ЕС составил 45,6 миллиардов долларов, а в 2017-м 40,8 миллиардов. Это рост? Ну разве что лишь после катастрофического падения в 2015-м (29,9 миллиардов). В целом же если общий объем украинской внешней торговли товарами в 2013 году составил 140,3 миллиарда долларов, то в 2017-м только 92,8. Вот вам и «рост»! Почему бы Петру Алексеевичу не извинится и за это?
Его «скакуны»
Однако, даже давая невыполняемые обещания или хвастаясь сомнительными «перемогами», Порошенко отнюдь не является «балаболом». Нет, его риторика очень продуманна, просто она обращена к определенной аудитории. И в ней стоит отметить одну любопытную особенность: фразы «российская агрессия» и «коммунистическая империя» Петр Алексеевич употребляет на порядок чаще, чем «Майдан» и «революция достоинства». Даже про «европейский выбор» он говорит уже всё меньше и меньше.
Получается, что средний рейтинг Петра Порошенко сейчас составляет около 5%. Именно столько, сколько было в конце президентского срока у его кума Виктора Ющенко, продувшего выборы 2010 года уже в первом же туре. Но что еще хуже, нынешний Гарант является абсолютным лидером политического антирейтинга (более 50%), и его одинаково ненавидят как сторонники всех других кандидатов. То есть привлечь к себе их голоса ему будет практически невозможно.
Рейдерский захват власти
Сейчас вся надежда избирательного штаба Порошенко возлагается на 35% не определившихся и вообще не видящих смысла в выборах украинцев. Если удастся «соблазнить» хотя бы треть из них, то Петр Алексеевич сможет выйти в лидеры президентской гонки.
Правда, тут есть два больших «но». Во-первых, среди тех, кто не собирается идти на выборы, большинство составляют радикальные «ватники» и даже «сепары» Юго-Востока. Они потому и видят эти выборы в гробу. На их голоса еще может претендовать Юрий Бойко (хотя и он для них лишь «политическая подстилка»), но уж никак ни Петр Порошенко. Во-вторых, среди не определившихся очень много избирателей с конкретными интересами и требованиями, в том числе серьезными, насущными – и сагитировать их томосом или «остаточним прощавай» будет невозможно.
Что в такой ситуации сделал бы умудренные годами украинские олигархи президентской команды? Правильно, если власть нельзя получить (сохранить) честным демократическим путем, это можно попытаться сделать проверенным методом рейдерского захвата. А большинство рейдерских атак начинались с размытия и перераспределения акций. В ситуации с выборами, акции – это голоса избирателей.
Тут всё предельно ясно: с помощью всевозможных технологий, в первую очередь «черного пира», оттолкнуть от конкурентов как можно больше их сторонников. Рабиновича уже отделили от Мураева, на экс-министра обороны Гриценко повесили всю вину за распродажу украинского вооружения (хотя он не один этим занимался), Тимошенко выставляют мошенницей и «подружкой Путина», Зеленского и Вакарчука – клоунами, Юрия Бойко – немыслимым коррупционером, Олега Ляшко - клоуном и коррупционером. Но это только начало!
Большинство «избирателей-отступников» перейдут в разряд не определившихся или отказавшихся от участия в выборах, пополнив их ряды до 40-50%. А значит, проповедники «гетьмана» смогут наловить среди них еще больше заблудших душ. Самое главное это довести рейтинг Порошенко хотя бы до 15%, приложив к этому максимум усилий. А затем приложить максимум усилий к тому, чтобы в выборах приняли участие как можно меньше всех остальных избирателей. Потому что при явке в 50% нынешний рейтинг Петра Алексеевича автоматически увеличиться вдвое. Он и в 2014-м году набрал свои 54% только благодаря явке в 60%, то есть его реальный рейтинг тогда был всего 32%. Это и есть «размытие акций».
Но так как новая победа в первом туре для Порошенко теперь более чем сомнительна, даже если на это будет по стахановски работать весь админресурс, для него крайне важным является вопрос своего оппонента во втором туре. Кандидаты №2 играли ключевую роль на выборах 1999 и 2004 годов, они позволяли кандидатам №1 использовать антирейтинг оппонентов для мобилизации своих сторонников.
На первый взгляд тут все просто, любой политолог вам с улыбкой пояснит на пальцах, что Кучме было выгодно, дабы его оппонентом стал Симоненко, что дуализм Ющенко и Януковича сконсолидировал вокруг них сторонников прозападного и пророссийкого векторов. И что на выборах 2019 года победу Петру Порошенко может обеспечить Бойко или Рабинович, против которых мобилизуют всех «проукраинских» избирателей. Но вот о чем в Украине в прямом эфире обычно не говорят, так это о том, как именно эти основные кандидаты №1 и №2 выходят в лидеры избирательной гонки. Ведь у Кучмы не было никаких шансов до тех пор, пока при странных обстоятельствах не погиб Вячеслав Черновол. Ющенко и Янукович стали едиными кандидатами только после того, как «убедили» (как?) не мешать им других потенциальных лидеров. И сейчас для Порошенко самое важное, чтобы в первом туре его не обошли Тимошенко или Гриценко. Как же он решит эту проблему?
Украинцы уже заметили, что сначала Банковая убрала со сцены большой политики «Свободу», еще в 2015 году. Затем «угомонила» национал-радикалов. Потом изгнала из страны Саакашвили. Следующей была Савченко, вокруг которой могла сформироваться «армейская оппозиции». Сейчас, надо полагать, на повестке дня вопрос Гриценко. А вот успеют ли они «нейтрализовать» Юлию Тимошенко? Может быть, потому и ходят настойчивые слухи о возможном переносе выборов с марта на июнь?
Впрочем, перенести выборы могут не только в рамках «игры рейтингов», но и по более прозаической причине: чтобы поддерживающая Петра Алексеевича «элита» успела «напилить» побольше денег из бюджета-2019. Похоже, что она уже сейчас принялась его осваивать - речь идет об упомянутых в самом начале облигациях валютного займа.
Конечно, пока еще недостаточно информации, чтобы утверждать об этом прямо, но вот какие возникают подозрения: сначала Нацбанк продает большие партии валюты (что бьет по курсу гривны) неким неназванным олигархам, а затем Минфин выпускает краткосрочные долларовые облигации (до 2019) под чудовищные 9,15% примерно на такую же сумму. Любопытно, что покупатель этих облигаций тоже не назван.
А теперь сложим пазл: что если покупатель долларов у Нацбанка и облигаций у Минфина это одно и тоже лицо (или группа лиц)? Что если особо приближенные олигархи провернули, таким образом, выгодную сделку? Купили за гривны (происхождение которых тоже любопытно) доллары, потом за доллары купили облигации, через год они эти облигации погасят и получат 70 миллионов долларов чистого навара, без особых усилий! Государство при этом лишь потеряет (да и курс гривны просел), но ведь олигархов это не волнует, им не впервые грабить державу.
И вот с такими «потужними месіджами» страна идет к выборам 2019 года. Победа Порошенко на которых пока что рассматривается лишь гипотетически, на уровне форс-мажора. Но ведь в том-то и дело, что у Банковой есть все необходимые инструменты и ресурсы, чтобы устроить множество разных форс-мажоров. Даже таких, о которых не догадывается ни один политолог.
Действительно, Порошенко не пытается взывать к электорату Майдана (как это постоянно делал Виктор Ющенко), возможно понимая, что его политику никак нельзя назвать продолжением «революции достоинства». Да и третьего Майдана он, похоже, боится куда больше, чем наступления российской армии. У него иной конек, даже целая тройка мыслей-скакунов: советофобия, русофобия, российскофобия. Из который произрастают его основные «потужні меседжи»: вытеснение из Украины всего русского (в первую очередь языка), масштабная бессмысленная «декоммунизация», и опереточная «борьба с российским агрессором», которая заключается исключительно в потрясание кулачком на трибуне. Вот с этими тезисами Петр Алексеевич и идет на выборы, окучивая ими свой электорат.
Уместно ли ставить такие тезисы во главу политики в стране, где половина населения не доедает, а горячей воды нет уже и в столице? С точки зрения политтехнологов – да, если у власти нет возможности (или желания) поднять жизненный уровень населения и восстановить коммунальную инфраструктуру. Призывать усилить «борьбу с агрессором» куда проще, чем строить конкретные экономические планы или даже обещать украинцам членство в ЕС. Да и продолжать эту борьбу можно бесконечно - как раз то, что нужно политикам, не собирающимся побеждать агрессора на самом деле.
И вот как раз большую часть электората Петра Порошенко составляют те, кто эту политику с восторгом одобряет. Для кого узаконить приветствие «слава Украине» и получить томос намного важнее, чем включить горячую воду в столице. Ну и плюс некоторое количество избирателей, наивно верящих что президент и правительство не только не ответственны за разруху в стране (ведь во всем виноват агрессор), но и поднимают потихоньку на своих могучих плечах экономику державы, создают могучую армию и проводят важные реформы. Эти избиратели даже верят, что повышение тарифов на газ просто необходимо для процветания Украины, что нельзя жить при ценах ниже мировых. «А всем малоимущим дается субсидия», - подчеркивают они.
О том, что субсидий лишили должников (сотни тысяч), людей имеющих более одной квартиры на семью (наследство умершей тещи), что её хитростью обрезают для миллионов безработных (начисляя им фиктивно два минимума), сторонники Порошенко, конечно же, помалкивают. А если вы начнете с ними спорить, то они обвинят вас, что вы «антиукраинский пропагандист», работающий на «агрессора». Что вполне ожидаемо, ведь у них лидера и кумира точно такая же риторика: все, кто был с ним не согласен, уже записаны в агенты Кремля и даже в террористы.
Но для тех, кто хотел бы похихикать над этим безумием и в очередной раз поиронизировать над Украиной, стоит напомнить, что эту политическую технологию придумали не украинцы. Ропот недовольных и стоны страждущих власти заглушали барабанным боем и колокольным звоном еще в незапамятные времена. А концепция вечной борьбы с успехом используется и в России, и в тех же США - которые постоянно находят для себя внешних ов (не коммунистов, так террористов). Правда, в Москве горячая вода всё же есть, а американцы не выезжают в отчаянии на заработки в соседние страны…
Однако в Украине эта многократно проверенная технология дала сбой. Кандидатский рейтинг Петра упал до катастрофического минимума: согласно опросам за май, июль и август нынешнего года, он колеблется в пределах 3,4-7,6%. Вот ровно столько украинцев нынче полностью довольны политикой главы державы и поддерживают его виртуальную борьбу с «агрессором» и «коммунистической империей». Причем, это данные разных социологических служб: если институт им. Разумкова еще можно заподозрить в симпатиях к своему бывшему шефу Гриценко, то остальные вряд ли бы специально «топили» Петра Алексеевича.
from-ua.com