Чтобы выйти из экономического пике, нужно радикально изменить экономический курс.
Желаемое и действительное
Результат президентских выборов оказался неожиданным, пожалуй, только для команды президента Порошенко. Ведь опросы раз за разом предупреждали - подавляющее большинство украинцев (две трети, согласно февральскому исследованию cоциологической группы «Рейтинг») считали, что дела в Украине идут в неправильном направлении. А более половины опрошенных устали рассказывать о том, что их материальное положение постоянно ухудшается.
Вместо того, чтобы прислушаться к опросам и присмотреться к тому, как на самом деле живут граждане, власти принялись нас убеждать в том, что живем мы, в принципе, неплохо. Украинцев буквально завалили информацией о мифическом росте благосостояния, манипулируя цифрами и буквально принуждая нас верить отчетам правительства, а не собственным глазам. Между тем, официальная динамика основных социальных и экономических показателей за 5 лет показывает, что мы, мягко говоря, жить лучше не стали.
Так, например, минимальная зарплата на 1 января 2014 года составляла 1218 грн., что при курсе 7,99 грн. за доллар было эквивалентно 152,4 долларам. На 1 января 2019 года минимальная зарплата «выросла» до 4173 грн., что при курсе 27,69 эквивалентно 150,7 долларам.
Средняя зарплата за 5 лет «подросла», как нам не устают напоминать, почти втрое – с 3167 грн. до 9223 грн. Правда, в твердой валюте она до сих пор не достигла уровня пятилетней давности - 396,4 доллара против 333,1.
Еще печальнее обстоят дела с пенсиями, которые за пятилетку обвалились вдвое: минимальная – со $118,8 (949 грн) до $54,1 (1497 грн), а средняя – с $184,1 (1471 грн.) до $89,5 (2479 грн.).
При этом цены за минувшие 5 лет ушли вверх, а экономика «вниз» - украинский ВВП обвалился с 179,57 млрд долларов в 2013-м до 126,39 млрд долларов в 2018-м.
ТС или ЕС: за и против
Неудивительно, что все чаще и экономисты, и обыватели озвучивают версии о том, что что-то пошло не так с самого начала – еще в 2013-2014-м, когда был выбран западный вектор развития страны.
Интересно, что многие сегодняшние оппозиционеры от условного Юго-Востока в 2013 году открыто агитировали за курс на ЕС. «Если говорить рационально, то Украина свой выбор сделала, и Украина о нем объявила: мы строим великую независимую сильную державу, европейскую державу. И нашей целью является подписание в нынешнем году cоглашения об ассоциации с Евросоюзом и зоне свободной торговли», - так вице-премьер Александр Вилкул в апреле 2013-го агитировал за «европейский выбор». Ему вторил другой вице Сергей Тигипко, который в мае 2013-го уверял: основной внешнеполитический ориентир Украины направлен в Европу.
Таможенный союз рассматривался этими политиками разве что как запасной вариант на крайний случай, если не будет подписано соглашение с ЕС. А о том, что с экономической точки зрения Таможенный союз был более выгоден Украине, чем Европейский, вообще говорили единицы.
Среди тех, кто призывал экспертов и чиновников при выборе руководствоваться здравым смыслом, а не эмоциями, был и нынешний глава политсовета партии «Опозиційна платформа - За життя» Виктор Медведчук. И приводил весомые аргументы.
Во-первых, сотрудничество со странами СНГ не только сохранило, но и дало бы толчок развитию машиностроительной, авиастроительной, кораблестроительной отраслям, которые сегодня находятся на грани выживания.
Во-вторых, снижение цен на энергоносители снизило бы нагрузку, как на бюджет страны, так и на личные бюджеты украинцев. Еще в 2013-м Медведчук приводил конкретные цифры: в случае вступления Украины в Таможенный союз со странами СНГ, экономия по газу составила бы порядка 10 млрд. долларов ежегодно, что позволило бы отказаться от неподъемных для нас кредитов.
В-третьих, даже вступив в ТС, Украине никто не мешал бы наращивать торговлю с Европой вне рамок соглашения о ЗСТ. И это было бы более экономически выгодно для нас, ведь традиционно основные рынки Украины находятся на востоке, а не на западе.
Что касается ЗСТ с ЕС, то политик с цифрами в руках доказывал, что зона свободной торговли с Европой будет для украинской экономики губительной. В недавнем программной интервью в программе «Эпицентр» политик еще раз аргументировал, почему ЗСТ с ЕС невыгодна для Украины: производительность труда в ЕС в 4-6 раз выше, чем в Украине; поддержка сельского хозяйства в Украине в 2013-2014 была 6%, сегодня - 1%, а в среднем по Европе - 40%; в Европе кредиты выдаются под 1,5-2%, у нас – под 20%, инновационная политика, инвестиционная политика – все это несоизмеримые вещи.
Что дальше?
Несмотря на все аргументы, пришедшая на волне майдана правящая элита подписала невыгодное для Украины cоглашение о Зоне свободной торговли. Минувшие годы расставили точки над «i», показав, как много Украина проиграла от этого выбора. Фактически на наших глазах сбываются прогнозы Виктора Медведчука, который еще 6 лет назад предупреждал об экономических потерях страны в случае подписания cоглашения о ЗСТ с ЕС.
Темпы деиндустриализации в стране достигли невиданных масштабов. Умирают высокотехнологичные отрасли, рискуют пройти «точку невозврата» кораблестроение и судостроение, а ракетно-космическая отрасль за последние несколько лет потеряла более 80% своих заказов.
Цена на газ зашкаливает, украинцы задавлены тарифами и опутаны субсидиями, но при этом «отказ от российского газа» - это «филькина грамота». Пресловутый «европейский газ» - это на самом деле все тот же российский газ с накрутками для посредников.
В сфере экспорта «внезапно» оказалось, что европейцам украинские товары не нужны – они защищают собственного производителя и не пускают чужаков на свой рынок. К сожалению, сбывается то, о чем предупреждал Медведчук: для Европы мы стали источником сырья, дешевой рабочей силы, да еще и внушительным рынком сбыта для ее не самой лучшей продукции.
Нельзя не вспомнить и о том, что украинцы в поисках работы покидают страну миллионами. А ведь в случае вступления в ТС Украина могла бы увеличивать экспорт и наращивать производство. Таким образом, сегодня не закрывались бы предприятия, а миллионы простых украинцев не уезжали бы на чужбину на заработки, потому что не могут заработать себе на хлеб на Родине.
Что касается украинской независимости, то о какой реальной независимости речь, если практически по любому вопросу – от установления коммунальных тарифов до изменений в пенсионной системе – Украина терпеливо ждет одобрения США, МВФ и Европы.
Расчеты экономистов показывают, что из-за отказа от восточных рынков сбыта Украина уже потеряла порядка 40 млрд. долларов. И проблема только усугубляется: мы покупаем больше, чем продаем, то есть тратим больше, чем зарабатываем. В 2016 году внешнеторговое сальдо при торговле товарами составило минус 2,9 млрд. долларов, в 2017-м – минус 6,3 млрд. долларов, в 2018-м – минус 9,8 млрд. долларов.
Медведчук доказывает – чтобы выйти из экономического пике, нужно радикально изменить экономический курс. А для этого Украина должна стать мостом между Евросоюзом и Россией, чтобы получать бонусы от сотрудничества как с Западом, так и с Востоком. Зону свободной торговли с СНГ необходимо восстановить, а что касается ЗСТ с ЕС, то это невыгодное соглашение надо пересмотреть.
«Поэтому наша политическая позиция, и мы ее, собственно, изложили, она общеизвестна: мы за радикальные изменения экономического курса. Мы считаем, что мы должны быть мостом между Евросоюзом и Россией, странами СНГ. Мы считаем, что мы должны восстановить наше участие в Зоне свободной торговли с СНГ, а для этого - пересмотреть участие в зоне свободной торговли с ЕС, которое является губительным», - заявил политик в программном интервью в программе «Эпицентр» на телеканале NewsOne.
Думаю, что к Виктору Медведчуку стоит прислушаться хотя бы на том основании, что его оценки и прогнозы подтверждает сама жизнь. И тогда через 5 лет нам не придется снова сожалеть, что в 2019 мы в очередной раз выбрали дорогу «не туда».
Руслан Веснянко