
Правильно говорят: чтобы лечиться в нашей стране, нужно иметь бычье здоровье и верблюжью выносливость. Помню, как меня госпитализировали этой зимой в гастроэнтерологию одной из клинических больниц столицы. Был разгар лютых морозов. Температура на улице не превышала минус 27 градусов. А для оформления стартового документа – больничной карты – нужно было зайчиком проскакать обширный больничный дворик, забежать в приемный покой, выстоять там небольшую очередь на оформление и ответить на вопросы дежурной «приемщицы больных» из серии «дайте фамилию и телефон близкого родственника, которому в случае чего нужно звонить». Видимо, интересовались, кто заберет тело, если они залечат «до упора».
При этом мое отделение находилось на 7 этаже здания напротив, а лифт был все время занят инсультниками, беременными и пациентами травматологии. Не имея костылей и большого выпуклого живота, я автоматически лишалась льгот на передвижение в этом транспортном средстве, и в шубке и трех свитерах (напомню, на улице был мороз) несколько раз бегала вверх-вниз по лестнице, оформляя свою госпитализацию. Из приемного покоя через двор в отделение – зарегистрировать, потом на второй этаж – печать поставить, потом еще и еще.
Хорошо, что у меня в тот раз ничего не болело. А если та же физкультура, но с острым приступом панкреатита или с «прихватившей печенью», или со всей палитрой удовольствий, вызванных почечными коликами? Это совсем другие ощущения, согласитесь. И уж тут не знаю, как бы мне удалось выполнить норматив госпитализирующегося гражданина и пройти всю полосу препятствий – от приемного отделения до койки с капельницей и обратно.
Примечательно, что в коммерческих клиниках, где мне тоже приходилось лечиться, никакой беготни по территории не было. Там тебе приносят анкету прямо в палату и потом забирают заполненную. Или заносят данные в компьютер на рецепшине в отделении. Комфорт на благо человека. Именно поэтому те, у кого есть деньги, нередко выбирают платные больницы, где и врачи не самые лучшие, и лекарства – такие же, как в бесплатных, но зато меньше бюрократического головняка и атавизмов советской эпохи.
Именно тогда я подумала: почему бы не отменить всю эту дуристику с приемным покоем и не заносить данные о пациенте в компьютер прямо в отделении? Или, если обеспечить каждое отделение каждой больницы компьютером нереально, то почему бы не совместить заполнение лечащим доктором бумажной карты с внесением данных из этой карты в общую базу данных на компьютере где-нибудь в приемной главврача.
Ведь, бьюсь об заклад, там наверняка есть компьютер, на котором скучающая секретарша играет в шарики. А так бы два добрых дела сделали: и компьютер загрузили информацией, и секретаршу работой.
Но все эти мечты о здравом смысле были лишь фантазиями до 6 июня с.г., когда Кабинет министров принял постановление №546 «О создании электронного реестра пациентов». Согласно документу, который был обнародован 21 июня, медицинские учреждения всех форм собственности будут обязаны вносить в единую базу данных информацию о физическом лице, обратившемся за помощью, учреждении здравоохранения, в котором пациенту оказана медпомощь, виде оказанной медпомощи, лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, закупленных для лечения пациента за средства государственного и местных бюджетов.
Последнее очень важно. Каждый человек, попадавший в лапы отечественной медицины, знает, что его жизнь и здоровье лишь частично зависят от виртуозности эскулапов и капризов фортуны. 70% успеха в излечивании от любого недуга – это деньги. Потому что с первой секунды пребывания в медучреждении начинается бесконечная череда расходов. Ремонт организма обходится не дешевле ремонта квартиры. И, если денег попросту нет, то можно сразу заворачиваться в простыню и ползти на кладбище. Ведь бесплатных медикаментов в больницах нет, не было и не будет. Сколько бы их ни закупали на тендерах Минздрава.
Впрочем, в министерстве думают иначе. По их подсчетам, лекарств, напротив, должно хватать всем, как минимум, тяжелобольным. А хронический дефицит вызван субъективными факторами. При конфликтных разбирательствах с больницами часто выясняется, что врачи записывали в карточку, будто пациент получал какие-то казенные препараты, хотя на самом деле он их не получал или они были куплены за его счет.
Проверить каждую бумажку – нереально, для этого в больницах нужно проводить специальный аудит. И врачам, и власти было понятно, что делать этого никто не будет. Потому медики и не стеснялись «химичить» с лекарствами. С появлением же электронного реестра, не потребуется никаких выездных проверок. Достаточно будет просто поднять электронную карту пациента, который, например, написал жалобу, и посмотреть, что ему назначали и что он получал.
Главным препятствием на пути к реализации этого новшества является отсутствие компьютеров в поликлиниках и больницах. За короткое время нужно раздобыть несколько десятков тысяч «машин»
Однако общая база данных вводится не только для проверок чистоплотности медиков. Она должна верой и правдой служить для удобства пациентов. «В реестр будут вноситься данные о лечении, что позволит отказаться от бумажных карточек пациента и получать доступ к истории болезни человека, не привязываясь к его месту жительства. Больницы смогут обмениваться данными о пациентах только с помощью защищенных каналов телекоммуникационной связи», – отметил в интервью журналистам советник министра здравоохранения Дмитрий Подтуркин.
Действительно, сейчас история болезни пациента записывается в основном с его слов: чем болел, где лечился, какие анализы сдавал. Посмотреть в одном медучреждении на исследования, сделанные в другом, технически сложно. Лично мне приходилось держать дома коллекцию выписок из разных больниц, чтобы с каждой новой госпитализацией вручать их лечащему врачу для изучения «кредитной истории». Если бы врач мог все это прочитать в компьютере, мне было бы гораздо проще жить и лечиться.
Поэтому, повторю еще раз, я категорически поддерживаю постановление Кабмина. Давно бы так. Вместе с тем мне понятны и подводные камни, которые сейчас активно обсуждаются в Интернете.
Главным препятствием на пути к реализации этого новшества является отсутствие компьютеров в поликлиниках и больницах. За короткое время нужно раздобыть несколько десятков тысяч «машин». В Сети уже обсуждаются вероятные цены, по которым чиновники закупят оборудование, и откаты, которые заплатят поставщики оборудования, чтобы заполучить госконтракт.
Что тут сказать? Украина – коррумпированная страна, и любой государственный проект у нас автоматически будет сопровождаться откатами и взятками. Но это не значит, что не нужно ремонтировать дороги, строить мосты и модернизировать экономику в целом, дожидаясь, пока искоренится коррупция. Может, она вообще не искоренится никогда, учитывая встречные желания чиновников – брать, а бизнеса – платить. Может, это наша национальная специфика ведения бизнеса! Не останавливать же из-за этого реформы.
Второе опасение, которое я слышу от скептиков, что в районных больницах нет персонала, обученного работать на компьютерах. Не смешите меня! Если сельскую медсестру научили находить вену и делать туда укол, то уж освоить электронную анкету она сможет. Не сможет – придут молодые и научатся. Это мне напоминает главную капиталистическую дискуссию начала прошлого века на тему, стоит ли выпускать автомобили, если абсолютное большинство населения не умеет их водить? Появились автомобили – научились водить. Не было машин – ездили на лошадях.
Третье препятствие – закупка технического обеспечения (программ) – вообще, на мой взгляд, надуманное. Есть программное обеспечение, разработанное в Фонде социального страхования. Насколько я знаю, оно готовилось под Единый электронный реестр листов нетрудоспособности, который был утвержден приказом Министерства здравоохранения Украины № 716 от 28.10.2011 года. Можно взять стандартные программы, которыми пользуются в коммерческих клиниках. Наконец, можно обратиться за помощью к компьютерщикам и попросить их внести свой вклад в оздоровление нации.
Кстати, к вопросу о спонсорской помощи. Компьютеризация здравоохранения – это, без преувеличения, очень затратная проблема. И тут не обойтись без меценатства. Президент Всеукраинского совета защиты прав пациентов Виктор Сердюк считает, что внедрение электронного реестра может затянуться из-за отсутствия средств. «Физически это тяжело, это колоссальные деньги. Только на создание электронной базы пациентов в районной больнице нужно около 30 тыс. грн.», – говорит эксперт.
Не знаю, как насчет 30 тыс. грн., но компьютер, а лучше два – точно нужны. Частично эту проблему нам поможет решить Мировой банк. По словам заместителя министра здравоохранения Александра Толстанова, министерство ожидает скорого присоединения к программе грантов Мирового банка. Чиновник не ответил, сколько средств придет от МБ и сколько будет потрачено из бюджета, добавив, что пока эти цифры еще уточняются.
Однако не банком единым, пусть даже Мировым, должна ограничиваться реформа медицинской учетности. Практический совет правительству и Минздраву: начните широкомасштабную кампанию «Подари компьютер больнице». Бросьте клич, разверните рекламу на билбордах. Все равно нужно их чем-то заполнять после того, как закончится Евро-2012. Проведите разъяснительную работу с коммерческими структурами. Если каждая фирма и каждый легальный миллионер (у нас их больше двух тысяч) отдадут больнице по компьютеру, половину вопроса мы закроем без госзакупок и коррупции. Не говоря уже о гражданах.
Поверьте, в стране огромные запасы неиспользуемой компьютерной техники. Не самой новой, но вполне работоспособной, которая лежит на складах и антресолях, и ждет кому бы подариться. Она не подходит для 3D-дизайна и современных технологий, но вполне годится, чтобы забить в нее информацию, какими лекарствами лечили аденому простаты гражданину Б.
У меня тоже есть такой старенький запасной компьютер. И я бы с радостью отдала его в мою замечательную больницу моим затурканным врачам, которые, несмотря на все козни медицинской бюрократии и свои житейские проблемы, все-таки подлатали мое некрепкое здоровье до терпимого уровня. Причем сделала бы это не только для них, но и для себя: чтобы в следующую госпитализацию не наматывать круги из приемного покоя в отделение и обратно. Ведь стоит помнить: как бы мы ни катили бочку на отечественную медицину, а прибегать к ее услугам все равно придется. Болезнь – это еще одна штука в жизни, от которой (помимо тюрьмы и сумы) не следует зарекаться…
versii.com