Набирающая силу вспышка коронавируса в Украине и предпринятые властью карантинные меры умножили силу удара мировой экономической рецессии на нашу немощную экономику.
В отечественных реалиях был только один более или менее рациональный вариант предотвращения уже неизбежного социально-экономического падения и трагических последствий пандемии.
Полукарантин и финансовая дистрофия бюджета
Итак, Украина избрала модель борьбы с коронавирусом на основе европейской практики противостояния пандемии. Как показало время, это далеко не самая удачная – если не сказать ошибочная – методика преодоления вспышки вируса. По мере нарастания количества инфицированных и стремительного увеличения летальных исходов наиболее пострадавшая в ЕС Италия постепенно перешла от мягкой карантинной формы к тотально-принудительной самоизоляции граждан, по образцу мер, предпринятых в КНР. Во Франции тоже ужесточили режим карантина и ввели чрезвычайное санитарное положение на два месяца. В несколько более облегченной форме карантинный режим ввела и Германия.
Украинский вариант карантинных мер выглядит очень странным и хаотичным. Сначала были закрыты культурные заведения, общепит и сеть розничной торговли (кроме аптек и продовольственных точек). После закрытия метро в больших городах местные жители ринулись в наземный транспорт и стали под завязку набиваться в маршрутки, автобусы, трамваи и т.д. Потом последовали решения о полной отмене работы общественного транспорта в Киеве, и некоторых других городах. Промелькнула даже несостоявшаяся попытка введения очень жесткого режима чрезвычайного положения.
Пытаясь убедить граждан придерживаться добровольной самоизоляции, власть не предприняла никаких шагов для обеспечения банального существования людей, оказавшихся запертыми дома, потерявшими работу и средства к существованию.
Как некий сплав абсолютно непродуманной и безалаберной политики властей на всех уровнях и вынужденного или безответственного игнорирования многими гражданами мер карантина в Украине образовался режим недокарантина. Пока одна часть людей сидит дома, другие вынуждены выходить на работу, боясь остаться без куска хлеба, а еще какая-то категория сограждан просто наплевали на все ограничительные мероприятия. Нетрудно догадаться, что подобный режим карантина может дать весьма ограниченный эффект, и т.о. борьба с пандемией затянется надолго. При этом экономика страны в значительной степени поставлена на стоп-кран. Каждый день полукарантина оборачивается все более пугающими перспективами глубины экономического падения.
Наблюдается полнейший хаос в сфере государственного регулирования. Годы либеральной «дерегуляции» и святой веры в непогрешимость «невидимой руки рынка» создали благодатную почву для всевозможных форм паразитирования в условиях грянувшего кризиса, паники и дезорганизации.
Время «неограниченных возможностей» наступило для валютных спекулянтов, «фармацевтической мафии», сетей розничной реализации продуктов питания и пр. Цены на продукты, лекарства и другие товары первой необходимости резко поползли вверх. Ценовые позиции на овощи просто взлетели за время введения карантина. По данным Украинского клуба аграрного бизнеса, капуста подорожала на 86%, морковь – на 48%, свекла – на 47%, картофель – на 39%. На 50% поднялась цена гречневых круп, заметно подорожали и другие товарные группы.
Государственные органы регулирования бессильно грозят пальцем таким недобросовестным коммерсантам, запугивают их словесными карами и выражают всеобщую «озабоченность ситуацией».
В целом Украина встретила кризис в условиях жалкого состояния системы государственного управления, крайне низкого качества бюрократических кадров на всех уровнях власти, критически тяжелого состояния экономики, дефицита бюджетных средств и отсутствия каких-либо ресурсных резервов. В отличие от Украины европейские страны имеют ресурсы и резервы для смягчения негативных последствий влияния пандемии.
Признанный большинством мирового сообщества как образцовый китайский опыт борьбы с коронавирусом оказался недостижимым не только для Украины, но и для Западной Европы и США. Весьма показательные кадры, которые недавно транслировали американские СМИ, как врачи в Нью-Йорке мастерят костюмы, маски и прочие средства индивидуальной защиты из мусорных пакетов и другого хлама.
Выступая на чрезвычайном онлайн-саммите лидеров G20, лидер КНР Си Цзиньпин отметил: «Столкнувшись со вспышкой COVID-19, которая застала нас всех врасплох, китайское правительство и китайский народ не побоялись никаких трудностей. С самого первого дня нашей борьбы с этой эпидемией мы ставили жизнь и здоровье людей на первое место. Мы действовали в соответствии с общим принципом усиления уверенности, укрепления единства, обеспечения научного контроля и лечения и применения целенаправленных мер. Мы мобилизовали весь народ, создали механизмы коллективного контроля и лечения и действовали открыто и прозрачно, тем самым вели народную войну против эпидемии. Мы развернули напряженную борьбу и принесли огромные жертвы, благодаря чему сейчас ситуация в Китае неуклонно движется в положительном направлении».
Мобилизовать силы, ресурсы, административные мощности государства и общественный потенциал для стремительной победы над вирусом, кроме Поднебесной, не удалось никому.
Олимпийское спокойствие белорусов
Очень интересный пример реакции на пандемию демонстрирует соседняя Беларусь. Президент Александр Лукашенко выказывает невозмутимое спокойствие, подавая личный пример соотечественникам. По состоянию на конец марта в РБ официально зафиксировано менее 100 случаев заболевания, более 30 пациентов выздоровели или готовились на выписку. В стране не были введены жесткие карантинные мероприятия, открытой осталась и граница. «Всякое в жизни бывает, но главное – не паниковать. Потому что я больше всего боюсь, что люди заболеют психозом, даже от того, что происходит в средствах массовой информации. От психоза будут остальные болезни», – комментировал недавно ситуацию Лукашенко.
Однако при сохранении всеобщего спокойствия сфера здравоохранения республики все же была приведена в состояние повышенной боевой готовности. Были предприняты все необходимые меры по обеспечению медицинского персонала необходимыми средствами и аппаратурой, подготовлены резервные и специально оборудованные мощности больниц по приему больных коронавирусом.
Александр Григорьевич сделал ставку на превентивные меры по жесткому санитарному контролю на границе. «На границе и в аэропортах мы всех прибывающих взяли на контроль. Если только обнаруживали хоть одного человека, мы немедленно с помощью милиции, КГБ, видеокамер устанавливали, с кем он контачил», – описал алгоритм действий президент РБ.
Высокий уровень координации различных государственных органов и сохраненная по советскому образцу медицина старой доброй системы Семашко (обладающей достаточной прочностью, чтобы выдержать нагрузки в критических условиях пандемии), стали залогом весьма успешного противодействия пандемии.
Концентрация усилий и ресурсов на превентивных мерах, быстрое реагирование на отдельные случаи заболевания, работа с наиболее подверженной заболеванию группой граждан пенсионного возраста позволили не останавливать экономику страны. Наличие государственной собственности в промышленности и отсутствие «либертарианцев» в правительстве дали возможность переориентировать часть производства на изготовление необходимых медицинских товаров (тех же защитных масок). Концерн «Беллегпром» перестроил работу 15 подразделений и сейчас вышел на объемы производства более 500 тыс. масок в сутки.
Украина имела больше двух месяцев на подготовку к вспышке вируса. Недавно Специальная антикоррупционная прокуратура возбудила уголовное дело против должностных лиц правительства экс-премьера Алексея Гончарука. Кабмин реформаторов проигнорировал письма СНБО от 31 января и 8 февраля о необходимости ввести запрет на экспорт медицинских товаров и оборудования. «Реформаторы» сделали вид, что этих писем не видели, и жизненно важные товары, «вдруг» оказавшиеся дефицитными в разгар вспышки коронавируса, беспрепятственно вымывались из страны спекулянтами. Как результат – отечественная медицина, переживающая катастрофическую «реформу им. Супрун», принялась останавливать коронавирус в буквальном смысле слова голыми руками.
Еще несколько месяцев назад «младореформаторы» из экс-правительства твердили, что Украина на пороге экономического прорыва. Сейчас все эти либертарианские сказки еще нагляднее демонстрируют умопомрачительный уровень некомпетентности «космонавтов», которые руководили правительством почти полгода.
Своевременная подготовка к борьбе с пандемией и сосредоточение скудных ресурсов государства на превентивных мерах могли бы позволить минимизировать негативное влияние коронавируса. Если бы власть рассматривала эпизод с эвакуацией украинцев из китайского Уханя как алгоритм антикризисных действий, а не одноразовую пиар-акцию, все могло сложиться менее драматично.
Недавно премьер-министр Денис Шмыгаль сделал «открытие», заявив, что единственным источником попадания коронавируса в Украину стал поток граждан из-за рубежа. «Этот поток продолжается, и это усиливает и увеличивает количество людей, зараженных этой инфекцией, которые приезжают в Украину, и дальше происходит колоссальное уже, так, как в европейских странах, начинается гиперболическое развитие этой болезни», –- отметил Шмыгаль под конец третьего месяца мировой пандемии.
По данным Министерства иностранных дел, с начала вспышки коронавируса в мире в Украину вернулось почти 80 тыс. граждан. Государство должно было сосредоточить имеющиеся ресурсы и подготовить комплексный план по размещению всех прибывающих в страну сограждан на принудительный двухнедельный карантин. Как это было в случае с постояльцами санатория в Новых Санжарах. Это могло бы если не остановить полностью, то существенно уменьшить проникновение вируса из-за границы, помогло бы более эффективно и точечно бороться с возможными очагами вспышки заболевания.
Теперь Украина будет расплачиваться по двойному тарифу за годы «безальтернативного» курса либеральных реформ.
Смертоносная доктрина
Мировая пандемия вскрыла чудовищную неэффективность и антигуманность модели либерализма. Для Украины этот урок поучителен вдвойне, и тезис «Убивает не коронавирус – убивает капитализм», – нужно усвоить всем, кто еще молится на всемогущую «невидимую руку рынка».
Последние шесть лет интенсивных либеральных реформ установили жесткую модель внешнего управления страной, разрушили национальную систему управления, подготовки государственных управленческих кадров. Реформы по методичке МВФ добили и без того слабую систему здравоохранения в процессе перевода ее на коммерческие принципы функционирования.
Пандемия стала для Украины печальной чертой подведения крайне неутешительных итогов. Но власть не собирается делать из сложившихся обстоятельств рациональные выводы и бросается в крепкие кредитные объятия МВФ при первых ударах кризиса. Эта означает неизбежное вхождение в новую кризисную петлю и сохранение колониального типа внешнего управления Украиной.
За продолжение следования либеральному курсу Украина будет вынуждена платить цену, которая – подобно спекулятивным ценникам на дефицитные товары – растет в геометрической прогрессии. Платить придется не только политическим суверенитетом, экономической независимостью и назначенным статусом «банановой республики» в глобальной системе экономики. Платить придется и человеческими жизнями, которые унесет вирус, экономический крах и девальвация социальных стандартов.
Хотя кого это будет волновать, кроме разрушенных несчастьем семей!
Губриенко Роман