Косово: сценарий для Донбасса?
Вчера все российские федеральные каналы в «едином порыве» описали соглашение, подписанное вчера в Вашингтоне между США и Сербией исключительно как очередную «победу». И, правда, по заявлению сербского президента Александра Вучича - «Приштина в нем не признана субъектом международного права», но так ли это?
Ведь дальше начинается самое интересное, как сказал Вучич: «Мы подписали сегодня двустороннее соглашение с США, это не трехстороннее соглашение, что очень важно. Это двустороннее соглашение, потому что третья сторона не признана в этом соглашении как субъект международного права». Да, все так и есть, но сама суть соглашения как бы говорит: на словах не признали, а действиями – да.
[banner_google_v_texte]
{banner_google_v_texte}
[/banner_google_v_texte]
[banner_ads_bid_v_news]
{banner_ads_bid_v_news}
[/banner_ads_bid_v_news]
Итак: соглашение регулирует ряд вопросов, связанных с взаимными инвестициями, в частности, строительство шоссе до Приштины, которое, вместе с сербской стороной, «будут курировать» США, вопрос водохранилища Газиводе, которое питает одноименную ГЭС. Это – главное, а всего там содержится 16 пунктов, в первую очередь касающееся оживления экономического сотрудничества.
Но есть еще один, крайне интересный пункт, о котором практически никто не пишет он касается годичного моратория на вступление Косова в международные организации и подключение частично признанного государства к «балканскому мини-Шенгену» — проекту устранения барьеров для свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала на территории стран Западных Балкан (Сербии, Албании, Северной Македонии). Удобный пункт, Приштина еще год без проблем потерпит, а потом может развить «бурную международную деятельность».
Таким образом, если отбросить «реверансы» Вучича в сторону противников независимости Косова, то получается, что Сербия де-юре не признавшая эту республику де-факто все же признала ее, ведь между ними теперь должно наладится экономическое и гуманитарное сотрудничество. Более того, третейским судьей в данном вопросе получается стали США поскольку именно с ними обе республики и заключили соглашение, каждая по отдельности. Реально, для российской дипломатии это – огромный провал, сколько в СМИ не рассказывай о непризнании Белградом Приштины. И да, думается для Косово не так уж и важно, признают его в Сербии или нет, ведь это уже более 100 стран в мире сделали.
«Нехорошие параллели» с Донбассом сами собой напрашиваются, ведь все произошедшее в Вашингтоне ярчайшее свидетельство политики «мягкой силы», когда для достижения своих целей никаких танков «вперед двигать» вовсе не надо, достаточно просто «немного подождать», пока «сами себя до края доведут», а потом сделать предложение, от которого невозможно отказаться. С Донбассом нечто похожее и происходит, правда со своим «колоритом», но все же…
Донбасский Кейс