В мае 2016-го американская аналитическая компания IDC сообщила: в первом квартале года впервые в истории объёмы продаж в США так называемых хромбуков превысили объёмы продаж ноутбуков компании Apple — макбуков. Примерное соотношение — 2 млн против 1,76 млн.
Интернет = Google
Хромбуки — общее название ноутбуков различных производителей, работающих на операционной системе Chrome OS компании Google. Это не компьютеры в классическом понимании, а скорее терминалы для доступа к интернету, где сосредоточена деятельность пользователя: веб-сёрфинг, работа с почтой и документами (в первую очередь в Gmail и Google Drive), просмотр видео и фото. Непривычно? Да — для человека, использующего в течение рабочего дня и после работы десяток установленных программ различных производителей и ещё десяток различных веб-сервисов. Но тот, кто привык постоянно использовать продукты «Корпорации добра», вряд ли почувствует дискомфорт. А таких — миллионы по всему миру. Ещё больше тех, для кого стационарный компьютер и ноутбук уже по сути являются терминалами для доступа в интернет — к соцсетям, видеороликам, онлайн-играм.
Хромбуки — составляющая глобальной стратегии Google по максимальному расширению как в виртуальном, так и в реальном мире. BZ уже писал и об инициативах компании по раздаче скоростного мобильного интернета, и о распространении дешёвых, а иногда и бесплатных (для пользователя) ноутбуков. Всё это, безусловно, вклад в технологический прогресс. Но вместе с тем и попытка установить монополию на интернет: если вдобавок к популярнейшим веб-сервисам IT-гигант берёт на себя и обеспечение физического доступа к сети, то само понятие «интернет» становится синонимом Google.
Не забывай продавать!
Пока захват мира «поисковиком» ненадолго откладывается, руководители компании не забывают о хлебе насущном, то есть о массовой торговле повседневно необходимой компьютерной техникой. Информацию о перехваченном лидерстве в торговле ноутбуками скептически восприняли наиболее лояльные пользователи техники Apple — «адвокаты бренда»: откуда такие цифры? Но крыть фанатам «яблока» на самом деле нечем. Если даже конкретные цифры были взяты с потолка, существующее положение дел и тренды аналитики показали правдоподобно.
Лидерство хромбуков не возникло на пустом месте. К этому успеху Google двигался упорно и семимильными шагами. Например, за 2013 год, по данным Bloomberg, хромбуки заняли почти 10 % рынка компьютеров и планшетов в США, притом что в 2012-м доля этой техники недалеко ушла от нуля. А в сегменте корпоративных заказов (также в Штатах) в первом полугодии 2015 года было продано почти в 1,5 раза больше ноутбуков на базе Chrome OS, чем во втором полугодии 2014-го. Назовите другой продукт, чьи продажи растут хотя бы на 50 % за полгода, и вряд ли кто-то усомнится в его будущем и скором лидерстве на рынке.
С другой стороны, первенство Apple было столь долгим и убедительным, что, возможно, потребители пресытились «яблочной» техникой и заинтересовались альтернативами. В любом случае «переворот» уже совершён — и Google расправляет плечи.
Дешевле некуда
Что обеспечило взрывной рост продаж хромбуков вопреки их, можно сказать, примитивности? Будет лукавством искать иные объяснения помимо ценника, манящего даже по украинским меркам. Издание Business Insider писало в мае со ссылкой на Amazon, что ноутбук с Chrome OS можно приобрести за $200. Авторы приврали — за $150, а бэушный и вовсе за $100 с небольшим! Это снимает многие барьеры. Хромбука достаточно для простых задач, а низкая стоимость делает его привлекательным там, где эти простые задачи решают большие группы людей: например, в школах или офисах. Вместе с тем хромбук может заинтересовать и богатых: такую «игрушку» можно купить ребёнку.
Подходит такая политика и производителям «железа»: вопрос о предустановленной ОС решён; облачные хранилища данных и частично вычислительные мощности пользователям даёт сам Google; общий бренд chromebook работает, как дополнительная реклама; техника разлетается со скоростью 8 млн штук в год. Нет ни малейшего повода для жалоб на жизнь!
Грядёт мировая революция?
Но завалить дешёвыми ноутбуками США, а в перспективе — весь мир, лишь полдела. В течение уже этого года Google обещает совместить Chrome с андроид-приложениями. Широкие массы пока воспринимают эту информацию с хмыканьем типа «неплохо, можно будет играть в Subway Surfers прямо в браузере».
Проникновение мобильных игр на ноутбуки и стационарные компьютеры — задача важная, особенно если речь идёт о платных приложениях и играх с покупками, — но не главная! За время существования Android как мобильной ОС для него были созданы тысячи разнообразных приложений: офисных программ, графических и видео-редакторов, плееров, органайзеров, навигаторов… Ещё год назад создатели этих приложений могли рассуждать о философии «третьего экрана» (смартфон или планшет), об уникальной близости к пользователю и т. д. Теперь же маски сброшены: если браузер Chrome оказался стартовой площадкой для новой «всеядной» операционной системы, то все мобильные наработки прошлого станут её реактивным двигателем и моментально выведут на один уровень с Windows и MacOS. И для Apple, и для Microsoft состязание с компанией, которая так любит бесплатные (точнее — условно-бесплатные) продукты, станет серьёзным вызовом.
Совмещение Chrome с приложениями для Android даст пользователю сотни офлайн-решений для работы и развлечений и ещё тысячи — при доступе к сети. Появится замкнутая «экосистема» инструментов для создания, публикации, монетизации, потребления контента на одном «железе» и одном «софте».
Какова была главная претензия к хромбукам и Chrome OS? Заточенность под сеть, в частности под онлайн-инструменты Google. Низкая цена не компенсировала ограниченность инструментария. С добавлением приложений для Android пользователь получает сотни офлайн-решений для работы и развлечений и ещё тысячи — при доступе к сети. Появится замкнутая «экосистема» инструментов для создания, публикации, монетизации, потребления контента на одном «железе» и одном «софте». От таких перспектив захватывает дух. Но не меньше захватывает дух от осознания факта, что в руках одной частной корпорации может быть сосредоточено так много.
Zavarnik