Разработчики инноваций в области архитектуры пытаются бороться с последствиями истощения природных ресурсов. Надежда специалистов — на соединение опыта предков с современными технологиями. Новый формат экологического строительства именуют «зелёной архитектурой».
Переоценка ценностей
Пока учёные во всем мире озадачены проблемой будущей нехватки ресурсов, многие застройщики продолжают работать так, будто природные возможности планеты безграничны.
Попытки показать обществу пагубное влияние традиционного строительства экологи начали со второй половины 1970-х, однако природоохранное движение смогло достучаться до сознания человечества лишь на стыке тысячелетий. Тогда политики серьёзно отнеслись к проблеме сбережения ресурсов, а застройщики взглянули на свой имидж под другим углом.
До недавнего времени примеров полноценной зелёной архитектуры было немного, а первооткрывателями нестандартного вида строительства оказывались новички. С середины 1990-х в архитектурном мире произошла переоценка ценностей, и строители взялись осваивать экспериментальное направление.
Термин «зелёная архитектура» ассоциируется с элегантными новыми зданиями, в которых сочетаются новейшие достижения в использовании вторичных материалов, энергосбережении и экологически чистом проектировании. Применение «зелёного» принципа в первую очередь говорит об изменении подхода к функционированию здания, когда застройщик, архитектор и инвестор видят в своём общем детище не бетонного поглотителя энергии, а прямую возможность её сбережения.
Равнение на рекордсмена
Наиболее любопытным примером зелёной архитектуры считается здание банка NMB в Амстердаме, перевернувшее представление о рациональном строительстве. В 1978 году банку потребовалось здание, рассчитанное на штат в 2000 человек. Собрать все помещения в призматическом объёме было бы проще и дешевле, однако руководство сочло разумным пойти на дополнительные расходы, чтобы создать оригинальный внешний вид и энергоэкономию.
Здание обладает изрядной теплоёмкостью: оно поглощает тепло, выделяемое самими людьми, компьютерами, приборами освещения, солнечным светом, а в ночное время восполняет запасы. Установка отражателей увеличила освещённость помещений от солнца. Остекление специальных шатров позволяет солнцу подогревать воздух в вентиляционной системе, удерживая стабильную температуру в 21 градус. А благодаря собственному электрогенератору, собирающему избыточное тепло от работы лифтов и компьютеров, удалось отказаться от системы кондиционирования.
Результат не заставил себя ждать: энергозатраты на 1 квадратный метр уменьшились в 12 раз. Ежегодная экономия на энергии в $2,6 млн окупила дополнительные расходы на проектирование, строительство и отладку систем.
Спустя несколько лет уникальное здание площадью 50 000 квадратных метров было признано мировым рекордсменом энергосбережения среди всех офисных построек.
Подражая природе
Ещё один яркий пример зелёной архитектуры — небоскреб The Solaire в Манхэттене. Открывать окна в здании нет необходимости, так как воздух в помещениях циркулирует дважды очищенный: охлаждённый и осушенный летом, подогретый и увлажнённый зимой. Вода, попадающая в канализационные трубы, очищается поедающими грязь микроорганизмами и возвращается в систему. Такую воду можно без опасения пить. В основе энергоснабжения здания лежит замкнутая система, используемая на космических кораблях; она позволяет снизить расход электроэнергии на 60 %.
Сингапурский небоскрёб Fusionoplis является наиболее экологически дружественной постройкой. По всему периметру 15-этажного здания расположена самая длинная в мире искусственная вертикальная цепь растительности. Растения обеспечивают пассивное охлаждение и одновременно выполняют роль естественной изоляции. Солнечный свет направляется внутрь здания при помощи оптических приспособлений.
Вопрос выживания
Так параллельно с традиционными способами строительства понемногу набирают обороты новые архитектурные технологии, естественным образом заимствующие природные ресурсы и щадящие окружающую среду.
На сегодняшний день материалы для экономичного строительства стоят дороже привычных аналогов. Однако профессор из Оксфорда Кристофер Майсон, исследователь процесса развития зелёной архитектуры, берётся утверждать, что уже скоро они начнут дешеветь, и тогда инвесторам не придётся сталкиваться с выбором: строить дорого, но экологично, или экономить на экологии. Более того, считает эксперт, в вопросе зелёной архитектуры речь идёт уже не только об экономии ресурсов, но о сохранении жизни на планете.
«40 % производимой в США энергии идёт на охлаждение и обогрев зданий, а это провоцирует выброс углекислого газа в атмосферу, — подчёркивает Майсон. — Мы говорим о выживании человечества в этом мире. Перед нами стоит множество проблем: парниковый эффект, глобальное потепление, — и зелёная архитектура помогает в их решении. Строители должны смотреть на здание, как на живой организм, и создавать его, подражая природе, а не соревнуясь с ней».
Zavarnik