В последние выходные января в Хоутоне (Калифорния) на испытательном полигоне корпорации Space X пассажирские капсулы Hyperloop впервые смогли пролететь по трубе длиною в милю. Изумляет не только заявленная скорость движения — до 1220 км/ч, но и скорость воплощения идеи в реальность: первые теоретические наброски нового вида транспорта появились летом 2013 года.
Ключевое слово — скорость
Однажды в США решили построить линию высокоскоростного поезда Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Предполагалось, что поезд будет развивать скорость 322 км/ч, строительство потребует $68,4 млрд и будет завершено к 2029 году. Вскоре после этого Илон Маск — основатель космической корпорации Space X и производителя электромобилей Tesla — заявил: «Это будет самый медленный высокоскоростной поезд». И предложил построить ту же ветку за втрое меньшую сумму и с движением вдвое быстрее.
Разработчики скоростного наземного транспорта вынуждены решать одни и те же проблемы: встречное сопротивление воздуха и трение о полотно. К тому же высокая скорость движения требует огромного радиуса поворота, а пути не должны пересекаться с обычными. До сих пор самыми продвинутыми решениями были маглевы — поезда на воздушной подушке, которые удерживают над полотном мощные электромагниты. Встречное сопротивление нивелируется формой кабины и корпуса. Недостаток — крайняя дороговизна строительства.
Нужно было быть Маском, чтобы предложить принципиально иное решение. Началось с изменения постановки задачи: нужен не поезд, а некое транспортное средство, способное перемещать людей и грузы максимально быстро, дёшево и безопасно. Мешает сопротивление воздуха? Значит нужно убрать воздух! Мешает трение о полотно? Значит, немного воздуха оставить и направить его под вагон-капсулу. К тому же поддерживать давление, близкое к вакууму (форвакуум), куда дешевле, чем абсолютный вакуум. Таким образом, получаем почти космос: среду, в которой для разгона достаточно дать правильно рассчитанный импульс в нужном направлении. Чем? Конечно, электродвигателем, — что может быть естественней для основателя Tesla Motors? Нельзя пересекаться с обычными путями? Не вопрос: труба на опорах, с форвакуумным давлением, в которой движутся вагоны-капсулы на воздушной подушке, а за их разгон и торможение отвечают линейные электродвигатели. Такая помесь пневмопочты с синхрофазотроном в стиле метро: капсулы отправляются одна за другой, стоимость проезда Лос-Анджелес — Сан-Франциско (561 км по прямой) — $20, время в пути — полчаса.
Летом 2013-го Маск выложил свои наработки в открытый доступ: мол, кому интересно — welcome, пользуйтесь-дорабатывайте! Заинтересовались многие, от учёных до студентов. А воплотить идею взялись Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies (HTT), и, несмотря на схожесть цели и названий, более различные компании сложно представить, так что это спор не только технологий, но и бизнес-моделей.
Соревнование технологий
А что, если основать не компанию, а движение? Движение учёных, инженеров, студентов? — задумался соучредитель и СЕО НТТ Дирк Алборн. Официально компанию, конечно, зарегистрировали, но её сотрудники обходятся без зарплаты. Волонтёрами в чистом виде их не назовёшь: люди работают над проектом ради доли в прибыли после его запуска. В команде больше 800 человек из 38 стран, большинство работают удалённо. Параллельно НТТ не отказывается от привычных способов финансирования: компании удалось привлечь больше $100 млн инвестиций из самых разных источников. Прототип двигателя создан, испытания прошли успешно. Но это не Маск — это бизнес, и свои технологии компания держит в секрете и защищает патентами. Известно только, что к магнитной левитации всё же вернулись, но реализовали её иначе.
Соглашения о строительстве Hyperloop подписаны со Словакией, Венгрией и Австрией. Линия должна соединить Братиславу, Будапешт и Вену. Поездка между городами займёт 8–12 минут. Сроки реализации не указаны.
Договорённость c Арабскими Эмиратами носит более конкретный характер. Уже сейчас специалисты НТТ и ОАЭ работают над проектом «трубы» между крупнейшими городами страны — Абу-Даби и Эль-Айн.
Интересно, что аналогичный договор арабы подписали с конкурентами НТТ — Hyperloop One на строительство грузовой линии для доставки контейнеров из порта Джебел Али вглубь страны. «Мы продаём не перевозки, мы продаём время», — заявляет конкурент. Это наводит на размышления о стоимости поездки, хотя обещаны тарифы на уровне автобусных. В целом Hyperloop One — вполне стандартная компания: привлекает инвестиции (уже около $160 млн), платит сотрудникам, судится. Как принято в США, гордится, что начинала с лаборатории в гараже, а сейчас насчитывает более 200 сотрудников. Они разрабатывают также систему Hyperloop для Северной Европы. Она свяжет города Финляндии, Швеции и Эстонии (Аландские острова). Заинтересованность проявила и Россия, заговорив о скоростной грузовой линии от границы с Китаем до порта Зарубино и разработке системы для московского транспортного конгломерата.
Hyperloop One тоже успешно протестировала свой двигатель; полную систему намерена проверить в начале этого года, первую грузовую линию запустить в 2020 году, пассажирскую — в 2021-м.
Будущее уже наступило, подчёркивают оба разработчика. И приглашают к сотрудничеству инвесторов, партнёров, всевозможных специалистов. И это тот случай, когда можно не бежать за паровозом, но участвовать в его строительстве.
Zavarnik