В литературе не так много произведений о футболе, еще меньше достойных внимания. Возможно, поэтому роман Ника Хорнби «Футбольная лихорадка» пользуется такой популярностью среди болельщиков.
«Я влюбился в футбол, как потом влюблялся в женщин: внезапно, безоговорочно, невзирая на боль и разрушения, которые несло это чувство.» Эти слова главного героя книги как нельзя лучше отражают состояние человека, фанатически увлеченного футболом. Это девиз, наверное, каждого фаната.
Главный герой книги анализирует свою жизнь через призму болезненного увлечения футболом. Каждое событие в его жизни прежде всего связано с одним из футбольных матчей любимого клуба, ведь он Болельщик, каких поискать, и кроме футбола в его жизни нет места практически ничему другому. Все в жизни подчинено графику игры родной команды: учеба, работа, любовь, общение с близкими родственниками. Он знает, что большинство окружающих уверены, что ему нужно лечиться, но он так не считает. Ничто больше не подарит ему такой радости, как победа любимого «Арсенала».
Говорят, что бывших военных не бывает. Это утверждение справедливо и для фанатов. Можно быть к футболу ближе либо дальше от него, можно даже попробовать «завязать», но тот, кто однажды был частью этого организма, никогда не сможет быть вне футбола. У автора «Футбольной лихорадки» аналогичное мнение.
В романе масса отсылок к истории игр и чемпионатов второй половины XX века, но, несмотря на это, книга будет интересна не только болельщикам. Ведь на этом примере писатель рассказывает о роли любого хобби в жизни современного человека – с одной стороны, целиком отдавшись любимому увлечению, герой начинает жить оригинальнее и интереснее обычных смертных, с другой, благодаря этой страсти он застревает в детстве и с трудом идет на контакт с другими людьми.
«Футбольная горячка» – это попытка критически взглянуть на свое наваждение; попытка исследовать, что значит для нас футбол; это книга о том, что значит быть фанатом.
Недавно наткнулась на интересное мнение, что футбольный фанатизм – это некое подсознательное желание остаться в детстве, боязнь взрослеть. Я не психолог, а потому не берусь утверждать правоту этой теории, но что-то в этом есть. В самом конце книги герой мысленно возвращается к детству: «Единственное, чего мне не хватало, – это, чтобы Ян Уре споткнулся и упал, а отец, сидящий рядом со мной на скамейке, недовольно ворчал себе по нос».
Неплохое пособие для тех, кто старается лучше понять, где проходит грань между болельщиком и фанатом. Не буду говорить, кем быть лучше. Пусть каждый сам сделает вывод.