2 июля Донецкая область отметила свой юбилей. Она была создана ровно 80 лет назад. Для человека возраст почтенный и, прямо скажем, преклонный, но у области все иначе. Судьбы городов, регионов и стран не похожи на судьбы людей. И в то же время они всегда тесно переплетены.
Как это ни печально, с возрастом каждый человек стареет, уходит из жизни, регионы же, наоборот, с годами крепнут, становятся богаче и красивее. Промышленные предприятия, научные и культурные учреждения приносят им мировую славу. Даже в маленьком населенном пункте есть свои интересные красивые места, ну а если город больше, то и достопримечательности в нем солиднее, самые яркие из них называют «жемчужинами». В столице Донбасса из них можно собрать целое ожерелье. Его неотъемлемой частью является Донецкий академический театр оперы и балета им.
А. Соловьяненко – почти ровесник области. Строительство театра началось в 1936 г. В апреле 1941-го он дал свою первую премьеру – оперу М. Глинки «Иван Сусанин». В августе 1941 г. перед самой оккупацией коллектив театра поставил первый балет «Лауренсия» Александра Крейна. Во время войны театр эвакуировали в Киргизию, где он продолжал работу. В 1944 г. труппа по-своему отметила первую годовщину освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, поставив оперу А. Бородина «Князь Игорь». С ноября 1999 г. Донецкий академический театр оперы и балета носит имя великого украинского оперного певца, нашего земляка Анатолия Соловьяненко. Ныне это прославленный, известный всему миру театр, один из лучших в Украине.
Для того чтобы эта жемчужина сияла столь великолепно, тысячи людей отдали ей свой талант, мастерство, посвятили театру многие годы, не предав его даже в самые трудные времена. Здесь уже сложились целые творческие семейные династии, в их числе и художники Спевякины. Самый старший, Александр, художником не был, он владел другим особым мастерством, специальностью плотника. Сразу после войны восстанавливал здание театра, требующего серьезного ремонта и реставрации. Ему помогал его сын Владимир. Ловкий подвижный мальчик мог залезть туда, куда трудно было попасть взрослому человеку. В 1947 г., выполняя сложную кровельную работу, он едва не сорвался с крыши. Отец чудом спас сына от гибели. Случилось это на крыше художественной мастерской здания. Трудно судить: случайность это или судьба, но Владимир решил стать театральным художником. Окончил Донецкое художественное училище, затем Московское им. Строгановых и с 1962 г. стал работать в нашем театре. Ему В. Спевякин посвятил всю свою творческую жизнь, в трудовой книжке художника всего одна запись. Жизнь семьи Спевякиных неразрывно связана с театром, как в творческом, так и в личном плане. Здесь Владимир познакомился со своей будущей женой, работавшей гримером. У супругов родился сын Сергей. Сейчас он шутит, что впервые на свои гастроли отправился, когда ему было 9 месяцев. Ничего не поделаешь, такова уж специфика жизни театральной семьи, ребенок маленький, но без папы-художника и мамы-гримера гастроли невозможны. Вот и взяли родители крохотного сына с собою в Керчь, нянчили по очереди.
Утром отец готовил декорации, мама была с малышом, вечером, наоборот, папа забавлял сына, а мама гримировала актеров перед спектаклем. С. Спевякин говорит, что таких детей называли «детьми закулисья», ведь все их детство проходило в театре. Мальчики играли в «войнушки» бутафорскими деревянными мечами и копьями, девочки наряжались в костюмы принцесс и русалок. Сергей с ранних лет тоже помогал отцу, пробовал рисовать декорации, свежим глазом оценивал работу Спевякина-старшего со стороны. Театральная жизнь увлекла его, отец постепенно раскрывал сыну секреты художественного искусства, юноша без колебаний тоже решил стать художником. Успешно окончил наше художественное училище, и в оперном театре появился новый декоратор, Спевякин-младший. Его личной премьерой стал детский спектакль «Русь сказочная», который они поставили вместе с Вадимом Писаревым. Сейчас С. Спевякин – главный художник театра и член его художественного совета.
Звучит увертюра, медленно поднимается занавес. Перед зрителем открывается волшебный неповторимый мир сцены. Театральное действо проходит на фоне живописных пейзажей, средневековых городов, русских деревень или царских палат. В восторге зритель аплодирует. Красиво, но мало кто знает, как сложно создать красочные декорации, максимально приближенные к реальной жизни. Это настоящие произведения искусства, масштабные и разнообразные, писанные руками десятков мастеров. Здесь сливаются воедино талант, трудолюбие и самоотдача художников. Сергей Спевякин рассказывает о технологии изготовления декораций. Для постановки очередной премьеры театру дается не больше 6 месяцев. За все это время актеры и музыканты проводят сотни репетиций, а художники неустанно трудятся над изготовлением декораций. Зачастую они представляют собой огромные полотнища, шириной до 14 и высотой до 8 м. Декорации должны нести эффект перспективы, казаться натуральными и живыми. Более 80 сотрудников театра работают над оформлением спектакля. Сергей Спевякин не отказывается от применения современных видеотехнологий, но считает, что декорации, в основном, должны делаться руками художников, вдыхающих в них жизнь. Театр много гастролирует, как по Украине, так и по странам ближнего и дальнего зарубежья. Сергей вспоминает об интересных гастролях в Италии, стране, где каждый житель от мала до велика любит и ценит оперное искусство. Импресарио Франтолини предложил театру оригинальные представления под открытым небом. Актерам и оркестру выступать в таких условиях не очень сложно, а вот с декорациями проблема. Главный художник нашел выход из положения. Он предложил сделать декорации на гранях вращающегося куба. Одна сторона служит для одной сцены, сцена меняется, куб поворачивается, и действие спектакля проходит уже на нужном для него фоне. Итальянская публика тепло и радушно встречала гостей из Украины, пресса высоко оценила талант актеров и мастерство художников.
Театр знаменит, славу ему принесли вдохновенный труд и одаренность всех его сотрудников. Дончане, ценящие высокое искусство, обязательно спросят у гостей города: «А в нашем оперном были? Нет, обязательно сходите, а то многое потеряете». Если так говорят, то, несомненно, нам есть чем гордиться.
Галина ПОНОМАРЕВА